Практическая работа
Приготовление растворов заданной концентрации
Теория – это хорошая вещь,
но правильный эксперимент
остается навсегда.
Пётр Леонидович Капица
Оборудование: измерительный
цилиндр, лабораторные весы с разновесами, стеклянная палочка, химический
стакан, колба с водой.
Реактивы: соль или сахар.




Ход урока
I. Организационный момент
Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. (академик И. В. Петряков – Соколов)
На долю пресной воды приходится 3 %. Большая часть пресной воды (85 %) находится на полюсах Земли в виде ледников и айсбергов.
В XVI в. Елизавета I, королева Англии объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Премия пока еще никому не вручена. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому.
Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. В организме человека 65 % воды. Она является основной средой и растворителем. Потеря человеком воды на 12 – 15 % приводит к нарушению обмена веществ, а потеря ее до 25 % - к гибели. Без воды человек может прожить только 3 дня.
Вода – универсальный растворитель. В воде хорошо растворяются многие газы, жидкости и твердые вещества.
Процесс растворения заключает в себе физическое явление (дробление до молекул) и химическое взаимодействие компонентов. max p (H2O) при 4ºС = 1 г/см3.
II. Практическая работа
1. Правила техники безопасности
Тест по правилам техники безопасности
1. Вещества на вкус:
А) можно пробовать, Б) нельзя пробовать, В) надо спросить у учителя.
2. Твердые вещества берут:
А) рукой, Б) ложечкой, В) как придется, Г) не знаю.
3. Посуду при работе надо использовать:
А) чистую, Б) грязную, В) с трещинами
4. К работе в лаборатории можно приступать:
А) когда захочешь, Б) с разрешения учителя, В) когда будешь готов.
5. Объем воды измеряют:
А) на весах, Б) в мерном цилиндре, В) в мерном стакане.
6. Полученный раствор необходимо:
А) отдать учителю. Б) вылить в канализацию
Правила работы с лабораторными весами
1. Если весы не уравновешены, добейтесь
их равновесия.
2. Поместите на левую чашу весов взвешиваемый предмет.
3. Откройте футляр с гирями и, достав ту, что на ваш взгляд, тяжелее предмета,
положите её на правую чашу. Убедившись, что она перетягивает, поставьте её
обратно в футляр, а на чашу положите другую гирю (меньшей массы).
Перебирая, таким образом, гирю за гирей, добейтесь равновесия весов.
4. Мелкие гирьки (от 500 до 10 мг) доставайте из футляра с помощью пинцета.
5.Определите по гирям общую массу предмета.
6. Придерживая чаши весов, снимите с них все гири и положите их обратно в футляр.
Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу
ничего не видит, а такой,
который на основании
опытных делать
теоретические выводы.
М.В. Ломоносов
2. Выполнение работы
Приготовление растворов заданной концентрации
1. Запишите формулу для определения массовой доли растворённого вещества.
2. Выведи из данной формулы массу растворённого вещества.
3. Подставь данные в формулу и определи количество сахара, которое тебе необходимо взвесить.
4. Взвесь необходимое количество сахара и помести сахар в стакан.
5. Будь осторожен при обращении со стеклянной посудой!!!
6. От общей массы раствора вычитай массу сахара, и ты получишь массу воды.
7. Плотность воды
1г/мл, поэтому V=m![]()
8. Отмерь с помощью измерительного цилиндра необходимый объём воды и добавь её в стакан с сахаром.
9. Размешай аккуратно при помощи стеклянной палочки раствор.
Отчёт оформляем в виде таблицы. В таблицу вносим расчётные формулы и производим вычисления.
|
№ варианта |
Масса раствора m (г) формула для расчёта |
Массовая доля W (%) формула для расчёта |
Масса раств. вещества m (г) формула для расчёта |
Масса растворителя m (г) формула для расчёта |
|
1 |
? |
? |
20 |
200 |
|
2 |
? |
40 |
20 |
? |
|
3 |
200 |
20 |
? |
? |
|
4 |
200 |
25 |
? |
? |
|
5 |
? |
? |
10 |
190 |
|
6 |
? |
? |
20 |
180 |
|
7 |
300 |
10 |
? |
? |
|
8 |
200 |
10 |
? |
? |
|
9 |
? |
30 |
15 |
? |
|
10 |
? |
15 |
20 |
? |
|
11 |
150 |
10 |
? |
? |
|
12 |
250 |
5 |
? |
? |
|
13 |
? |
? |
100 |
200 |
|
14 |
? |
? |
15 |
170 |
|
15 |
? |
20 |
180 |
? |
|
16 |
? |
5 |
200 |
? |
|
17 |
300 |
5 |
? |
? |
|
18 |
200 |
35 |
? |
? |
|
19 |
? |
? |
15 |
150 |
|
20 |
? |
? |
15 |
250 |
|
21 |
? |
5 |
15 |
? |
|
22 |
? |
25 |
30 |
? |
|
23 |
180 |
5 |
? |
? |
|
24 |
280 |
5 |
? |
? |
|
25 |
? |
15 |
30 |
? |
|
26 |
? |
15 |
20 |
? |
|
27 |
? |
? |
20 |
250 |
|
28 |
? |
? |
15 |
275 |
|
29 |
250 |
10 |
? |
? |
|
30 |
350 |
5 |
? |
? |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.