Практическая работа №9
Тема: «Элементы комбинаторики»
Цель: уметь применять формулы комбинаторики: размещения, сочетания, перестановки, правила сложения и умножения. Использовать при решении задач треугольник Паскаля и бином Ньютона.
Оборудование: ручка, методические рекомендации по выполнению работы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
Задание №1.
Сколькими способами можно:
а) отобрать три различного цвета карандаша из 10 разноцветных карандашей, лежащих в коробке;
б) составить расписание различных занятий на пятницу из 8 предметов по 4 пары;
в) расставить на полке 7 книг, среди которых есть трехтомник А.С. Пушкина;
г) отбирать 3 мальчиков и 7 девочек для участия в конкурсе из группы в 25 человек, среди которых 10 мальчиков и 15 девочек.
Решение:
а) По условию задачи в коробке имеется 10 разноцветных карандашей, то есть n=10, из которых отбирают три любых карандаша, то есть m=3, так как порядок следования карандашей не важен, то будем использовать формулу сочетаний:
Найдем искомое число способов:
.
Ответ: 120.
б) По условию задачи в коробке имеется 8 учебных предметов, то есть n=8, расписание пятницы состоит из четырех пар, то есть m=4. В данном случае при составлении расписания порядок следования элементов в подмножестве важен, что означает использование формулы размещений:
Найдем искомое число способов составления расписания:
Ответ: 1680.
в) так три тома, входящие в трехтомник, должны стоять рядом, причем по возрастанию номера тома слева направо, рассматриваем их как один элемент данного множества, в котором имеется еще элемента, поэтому выбираем перестановки во множестве, содержащим 5 элементов, то есть n=5.
Ответ: 120.
г) так как при отборе мальчиков и девочек не учитывается их порядок следования в подгруппах, то для вычислений воспользуемся формулой сочетаний, с другой стороны, так как выбирается 3 мальчика и 7 девочек, то необходимо воспользоваться правилом умножения:
Ответ: .
Задание №2.
Разложить по степеням:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Решение:
а)
Воспользуемся формулой бинома Ньютона:
.
Для подсчета числа сочетаний воспользуемся треугольником Паскаля, а именно его восьмой строчкой, состоящей из чисел:
1 |
7 |
21 |
35 |
35 |
21 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, получим наше разложение:
=
.
Получили разложение:
.
б) необходимо теперь разложить .
Аналогично получаем:
Для подсчета числа сочетаний воспользуемся треугольником Паскаля, а именно его седьмой строчкой, состоящей из чисел:
1 |
6 |
15 |
20 |
15 |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Получим:
.
Получили разложение:
.
в)
Для подсчета числа сочетаний воспользуемся треугольником Паскаля, а именно его шестой строчкой, состоящей из чисел:
1 |
5 |
10 |
10 |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Получим:
.
Получили разложение: .
г)
.
Для подсчета числа сочетаний воспользуемся треугольником Паскаля, а именно его девятой строчкой, состоящей из чисел:
1 |
8 |
28 |
56 |
70 |
56 |
28 |
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Получим:
.
Получили разложение: .
Задания для самостоятельной работы:
Вариант №1
Задание №1. Сколькими способами можно: а) отобрать 5 различного цвета шариков из 12 шаров, лежащих в ящике; б) сшить трехцветный флаг, имея 11 цветных отрезов ткани; в) переставить 4 первых четных числа; г) выбрать 5 женщин и 7 мужчин из группы, состоящей из 20 человек, среди которых 12 мужчин.
Задание №2. Разложить по степеням: а) ; б) ; в) ; г) . |
Вариант №2
Задание №1. Сколькими способами можно: а) отобрать четыре мелка разноцветных или одного цвета из 10 мелков, лежащих в коробке, причем в коробке находится 3 красных, 2 синих, 2 желтых и 3 зеленых мелка; б) составить различные пятизначные телефонные номера без повторяющихся цифр, начиная с цифры 2; в) переставить цифры 1, 3, 5, 7, 9, так, чтобы каждая цифра входила только один раз в любую перестановку; г) выбрать для участия в забеге на дистанцию либо 2 юношей, либо 2 девушек из группы в 18 человек, среди которых 7 девушек.
Задание №2. Разложить по степеням: а) ; б) ; в) ; г) .
|
Контрольные вопросы (ответьте письменно):
1. Запишите формулу для вычисления числа сочетаний из n элементов по m.
2. Запишите формулу для вычисления числа размещений из n элементов по m.
3. Запишите формулу для вычисления числа перестановок из n элементов.
4. Запишите формулу бинома Ньютона.
5. Составьте треугольник Паскаля.
6. Запишите правило сложения элементов.
7. Запишите правило умножения элементов.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.