Практическая работа № 1.
«Осуществление цепочки химических превращений»
Работу выполнил__ учени____ 9 "___" класса __________________________________________
Цель. _____________________________________________________________________________
Оборудование и реактивы: гидроксид натрия, сульфат кальция, карбонат натрия, соляная кислота, нитрат серебра, сульфат цинка, пробирки, штатив для пробирок, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, пробиркодержатель, спички.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) Использовать минимальные количества реактивов.
С правилами ТБ ознакомлен(а)________________________________________________
Ход работы.
Задание 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической лаборатории.
А) пробирки с растворами солей нельзя нагревать в пламени спиртовки;
Б) вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус;
В) при попадании кислоты на кожу данный участок кожи необходимо промыть водой или раствором соды;
Г) работы с растворами солей проводят только в вытяжном шкафу;
Д) чтобы погасить пламя спиртовки, следует накрыть его колпачком.
Вариант 1.
Задание 2. Опытным путем проведите цепочку превращений: CaSO4→CaCO3→CaCl2 →AgCl
Действуйте по следующему плану:
1) Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
Для 1 реакции - ______________________________________________________________________
Для 2 реакции - ______________________________________________________________________
Для 3 реакции - ______________________________________________________________________
2) Проведите необходимые опыты.
Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
1. Для проведения реакции берите твердые вещества в небольшом количестве (на кончике шпателя). Используйте также небольшие объемы (1-2 мл) растворов реактивов.
2. К полученному при проведении химической реакции осадку, с которым необходимо проводить превращения, добавьте 1-2 мл дистиллированной воды, перемешайте содержимое пробирки и профильтруйте. Затем промойте осадок на фильтре 2-3 раза порциями дистиллированной воды по 1-2 мл. Перенесите осадок с фильтра с помощью палочки в чистую пробирку, затем проводите следующее превращение.
3. Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Наблюдения |
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Задание 2. Опытным путем проведите цепочку превращений: ZnSO4 → Zn(OH)2 → ZnCl2
↓
Na [Zn(OH)4]
Действуйте по следующему плану:
1. Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
Для 1 реакции - ______________________________________________________________________
Для 2 реакции - ______________________________________________________________________
Для 3 реакции - ______________________________________________________________________
2. Проведите необходимые опыты.
3. Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Наблюдения |
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Выберите правильный ответ.
1. Укажите вещество X в схеме превращений AlCl3 → X → Al2(SO4)3
1) H2SO4
2) Al(OH)3
3) Al(NO3)3
4) HCl
2. При взаимодействии каких ионов образуется осадок?
1) Na+ и SO42-
2) Ag+ и Cl-
3) Al3+ и Cl-
4) Ba2+ и NO3-
3. Какое из веществ не растворяется в воде?
1) CaSO4
2) NaCl
3) BaSO4
4) MgBr2
4. Какой возьмете реактив, чтобы осуществить превращения FeCl2 →Fe(NO3)2
1) HNO3
2) AgNO3
3) KNO3
4) Ba(NO3)2
5. Чтобы получить осадок белого цвета, достаточно слить
1) Гидроксид калия и хлорид меди (II)
2) Гидроксид цинка и гидроксид натрия
3) Хлорид кальция и нитрат серебра
4) Карбонат кальция и соляная кислота
5)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.