ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ: "УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ДИСКРЕТНОГО (ЦИФРОВОГО) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Оценка 4.6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ: "УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ДИСКРЕТНОГО (ЦИФРОВОГО) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Оценка 4.6
docx
28.06.2024
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ: "УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ДИСКРЕТНОГО (ЦИФРОВОГО) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
пр.раб.docx

 

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Практическая работа

Тема: «Универсальность дискретного представления информации. Двоичная система счисления»

 

Цели занятия:

образовательные: формирование и развитие знаний о дискретном представлении информации и двоичной системе счисления;

формирование и развитие умений обработки двоичной системы счисления;

развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, эстетического отношения к результатам своего труда.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с основными понятиями представления информации и двоичной системой счисления;

-познакомить с достоинствами дискретного представления информации;

-показать на примерах перевод чисел из одной системы счисления в другую:

-объяснить алгоритм перевода чисел из десятеричной системы в двоичную;

-научить переводу чисел в двоичную систему счисления разными способами;

-познакомить с алгоритмом Горнера;

-научить выполнению алгоритма Горнера.

УМК:

- презентация:

«Дискретные и непрерывные сигналы»,

           - папки «Практические работы по дисциплине «Информатика»

Оборудование:

Интерактивная доска,

Персональные компьютеры

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изложение нового материала (теоретические сведения):

·        Универсальность дискретного представления информации

·        Двоичная система счисления

Физкультминутка

·        Примеры перевода чисел

Физкультминутка

·        Практическое занятие

4. Закрепление изученного материала

5. Итоги занятия

6. Домашнее занятие

1.      Организационный момент

Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте! Присаживайтесь. Приготовьтесь к занятию.

 

2.      Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Что такое информация?

-Какие свойства информации вы знаете?

-Что такое мера информации?

-Что такое количество информации?

-Какие единицы информации вы знаете?

-Что такое информационный объект?

-Виды информационных объектов?

           

            3.   Изложение нового материала

(Теоретические сведения к практической работе)

Универсальность дискретного представления информации

Существует два принципиально отличных способа представления информации: непрерывный и дискретный. Если некоторая величина, несущая информацию, в пределах заданного интервала может принимать любое значение, то она называется непрерывной. Наоборот, если величина способна принимать только конечное число значений в пределах интервала, она называется дискретной. Для наглядного представления о сути явления дискретности можно также сравнить таблицу значений функции и ее график, полученный путем соединения соответствующих точек плавной линией.

http://rudocs.exdat.com/data/78/77494/77494_html_1b7f8859.png
            Очевидно, что с увеличением количества значений в таблице (интервал дискретизации сокращается) различия существенно уменьшаются, и дискретизированная величина все лучше описывает исходную (непрерывную).

Наконец, когда имеется настолько большое количество точек, что мы не в состоянии различить соседние, на практике такую величину можно считать непрерывной.

Компьютер способен хранить только дискретно представленную информацию. Его память, как бы велика она ни была, состоит из отдельных битов, а значит, по своей сути дискретна.

Достоинства дискретного (цифрового) представления информации:

• простота

• удобство физической реализации

• универсальность представления любого вида информации

• уменьшение избыточности сообщения

• обеспечение защиты от случайных искажений или нежелательного доступа.

В компьютере для представления информации используется дискретное (цифровое) двоичное кодирование, так как удалось создать надежно работающие технические устройства, которые могут со стопроцентной надежностью сохранять и распознавать не более двух различных состояний (цифр)

Информация в компьютере представлена в двоичном коде, алфавит которого состоит из двух цифр – 0 и 1. Цифра двоичной системы называется битом (от английских слов binary digit – двоичная цифра).

Теоретической основой кодирования чисел является подробным образом развитая в математике теория систем счисления. 

Двоичная система счисления.

Основные понятия

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – совокупность приёма и правил для записи чисел цифровыми знаками или символами.

Все системы счисления можно разделить на два класса: позиционные и непозиционные.

Позиционная система счисления – система, в которой величина числа определяется значениями входящих в него цифр и их относительным положением в числе.

Пример: 10-я и другие.

Непозиционная система счисления - значение знака не зависит от того места, которое он занимает в числе.

В этой системе используется семь знаков (I, V, X, L, C, D, M), которые соответствуют следующим величинам:

  I (1),     V (5),     X (10),     L (50),      C (100),     D (500),      M (1000)

  Пример: III (три),     LIX (59)

Таблицы сложения и умножения двоичных чисел

 

+

0

1

0

0

1

1

1

10

 

 

0

1

0

0

0

1

0

1

 

Физкультминутка

 

Примеры перевода чисел

Особая значимость двоичной системы счисления в информатике определяется тем, что внутреннее представление информации в компьютере является двоичным, т.е. описываемым набором только из двух знаков (0, 1).

Перевод десятичного числа в двоичную систему счисления, надо число делить на 2 (в остатке 0 и 1).

Пример: Число (25)10    

      

                 25 2

24 12 2

   112 6 2

       0 6 3 2

          0 2 1

             1                          Ответ: (11001)2

 

                    4 3 2 1 0

Проверка: (11001)2 = 1*24 + 1*23 + 1*20 = 16 + 8 + 1 = (25)10

 

Метод вычитания степеней (перевод десятичного числа в 2-ю систему счисления)

Пример: Число (114)10    

 

  114 – 26 = 114 – 64 = 50

  50 – 25 = 50 – 32 = 18

  18 - 24 = 18 – 16 = 2                            26  25   24   23    22   21   20

  2 – 21 = 2 – 2 = 0                                 1   1   1   0    0   1    0

 

 Ответ: (114)10 = (1110010)2

Перевод дробной части (или числа, у которого «0» целых) надо умножить её на 2.

Пример: Число 0, (73)10   

                

0        73*2

1        46*2

0         92*2

1         84*2

1    68*2     и т.д.                Ответ: 0,(73)10  = 0,(1011)2

Конечная десятичная дробь стала бесконечной (периодической) двоичной.

 

АЛГОРИТМ   ГОРНЕРА

Запишем в одной строке исходное число, а в строке ниже будем получать число в нужной нам системе счисления.

Для этого первую цифру перепишем без изменения, а под каждой следующей цифрой будем писать число, полученное сложением этой цифры с произведением слева стоящего числа на основание системы счисления.

Исполнение алгоритма для двоичного числа 1001110112

1    0    0     1     1     1     0     1     1

1    2    4     9    19   39   78  157  315

 

 1*2+0=2

 2*2+0=4

 4*2+1=9

 9*2+1=19

 19*2+1=39

 39*2+0=78

 78*2+1= 157

 157*2+1=315             

 

Физкультминутка

 

Практическое занятие

Задание 1. Переведите десятичные числа и дробные в двоичные (вручную и с помощью ПК)

1. (137)10 - (           )2      с проверкой.

2. (245)10 - (           )2      с проверкой.

3.  (164)10   методом вычитания степеней

4.  0,(34) 10

 

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

1.      Что называется, дискретным представлением информации? Приведите примеры?

2.      Что такое система счисления?

3.      Как подразделяются системы счисления?

4.      Как осуществляется перевод из одной системы счисления в другую.

 

Задание 3. Зная две десятичные цифры в двоичной системе счисления получите с помощью алгоритма Горнера следующие двоичные числа. Оформите таблицу в тетради и продолжите включительно до 20.

 

Десятичные

Двоичные

1

1

2

10

1+2=3

1+10=11

2*2=4

10*10=100

1+4=5

1+100=101

2*3=6

10*11=110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.  Сделать вывод о проделанной практической работе

 

4. Закрепление изученного материала

Вопросы:

-Какие способы представления информации вы узнали на занятии?

-Что мы называем непрерывным представлением информации?

-Что мы называем дискретным представлением информации?

-Какие достоинства дискретного представления вы узнали на занятии?

-В каком коде представлена информация в компьютере?

-Как мы называем цифры двоичной системы?

-Что такое система счисления?

-На какие классы можно разделить все системы счисления?

-Что можно получить с помощью алгоритма Горнера?

 

5. Итоги занятия

Оценивается работа учащихся

 

6. Домашнее занятие

Выучит новые понятия

 

Литература

1.    Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.

2.    Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Раздел 2. Информация и информационные процессы

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Что такое информация? -Какие свойства информации вы знаете? -Что такое мера информации? -Что такое количество информации? -Какие единицы информации вы знаете? -Что такое информационный объект?…

Что такое информация? -Какие свойства информации вы знаете? -Что такое мера информации? -Что такое количество информации? -Какие единицы информации вы знаете? -Что такое информационный объект?…

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – совокупность приёма и правил для записи чисел цифровыми знаками или символами

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – совокупность приёма и правил для записи чисел цифровыми знаками или символами

Ответ: 0,(73) 10 = 0,(1011) 2

Ответ: 0,(73) 10 = 0,(1011) 2

Задание 4. Сделать вывод о проделанной практической работе 4

Задание 4. Сделать вывод о проделанной практической работе 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2024