Культура Руси
1. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ: А) «Слово о законе и благодати» Б) «Повесть временных лет»
В) «Задонщина» Г) «Слово о полку Игореве»
ХАРАКТЕРИСТИКИ:1) произведение создано в начале XII в.
2) шедевр древнерусской литературы, автор неизвестен
3) автор произведения был первым русским митрополитом
4) в произведении описывается освобождение русских земель от золотоордынского ига
5) произведение посвящено Куликовской битве
6) памятник культуры хранится в Третьяковской галерее
2. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ: A) «Поучение детям» Б) «Житие Бориса и Глеба»
B) храм Святой Софии в Новгороде Г) Десятинная церковь
ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) произведение посвящено первым русским князьям, причисленным к лику святых
2) данный труд написан Афанасием Никитиным 3) время основания — X век
4) время основания — XI век 5) этот труд представляет собой завещание Владимира Мономаха
6) это сборник правил поведения для молодёжи, переведённый с греческого языка
3. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ: А) церковь Покрова на Нерли Б) церковь Спаса-Нередицы
В) «Остромирово Евангелие» Г) церковь Спаса Преображения на Ильине улице
ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) самая древняя русская рукописная книга
2) памятник белокаменного зодчества домонгольского периода Северо-Восточной Руси
3) первая печатная русская книга 4) храм, который расписывал фресками Феофан Грек
5) памятник архитектуры, находится в Москве 6) храм построен в Новгороде в конце XII века
4. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ: A) «Слово о погибели Русской земли»
Б) строительство стен из красного камня вокруг Московского Кремля
B) Житие Сергия Радонежского Г) фрески Ферапонтова монастыря
ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) авторы — итальянские мастера 2) произведение посвящено событиям XIII века
3) автор — Андрей Рублёв 4) автор — Дионисий
5) сочинение принадлежит перу Епифания Премудрого 6) произведение написано Даниилом Заточником
5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) строительство храма Святой Софии в Киеве
2) основание Троице-Сергиева монастыря
3) падение Западной Римской империи
6. Какие суждения об изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Показанный алфавит вошёл в обиход в XII в.
2) Слева показан гражданский алфавит, утверждённый Петром I, а справа на рисунке алфавит, использовавшийся в России до 1708 г.
3) Такая письменность была известна на Руси под названием «черты и резы».
4) Справа на рисунке показана кириллица, а слева — глаголица.
5) В России День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая.
Какие из памятников культуры, представленных ниже, имеют отношение к изображению в задании 6? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.
7. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данный почтовый блок был выпущен в год, когда отмечалось 1150-летие российской государственности.
2) На почтовом блоке изображён Успенский собор.
3) На почтовом блоке изображён материал для письма, используемый в городе, которому посвящён блок.
4) Князем в городе, которому посвящён почтовый блок, бьиі Александр Невский.
5) Город, которому посвящён почтовый блок, был присоединён к Московскому княжеству в XIV в.
8. Какие из изображений, представленных ниже, относятся к Новгороду? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти изображения.
9. Какие суждения об изображённой иконе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Икона была создана в XVIII в.
2) Автором иконы является Андрей Рублёв.
3) Икона была написана для католического собора.
4) В настоящее время икона хранится в Москве (в Третьяковской галерее).
5) В основу иконы положен новозаветный сюжет распятия Христа.
Какие из архитектурных памятников, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором была создана указанная в задании 9 икона? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти архитектурные памятники.
10. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы 1-3.
ИЗ ТРУДА П. ГЕРАСИМОВА. «Эта торжественная проповедь, сказанная в храме Святой Софии Киевской в присутствии великого князя Ярослава, навсегда заняла первое место в истории русского православного богословия, в истории русской художественной литературы. Как из маленького зерна вырастает прекрасный и полновесный пшеничный колос, так из „Слова" киевского митрополита выросла вся русская словесность. В чём же заключается исключительность произведения?
В первой части развивается основной вопрос христианского богословия: вопрос отношения двух Заветов: Ветхого — „закона", и Нового — „благодати". Митрополит [...] указывает, что теперь, после пришествия Христа, ветхозаветный иудейский закон уходит в прошлое, а будущее — за христианством. Митрополит [...] показывает, что выбор веры оказывается основой, которая определяет историческую перспективу развития государства и народа. Русь выбрала христианство — жизнь будущего века — и оказалась права и с земной, исторической точки зрения: Русь стала великой мировой державой. А Хазарский каганат, выбрав иудейскую веру, проиграл и в историческом плане: он вскоре был порабощён другими государствами.
Во второй части митрополит указывает на великого князя Владимира как правителя великой страны и как благочестивого христианина. [...] показывает, что вся Русь обязана ему своим крещением и, следовательно, своим величием. Неслучайно равноапостольный Владимир именуется в „Слове" каганом. В то время это был титул правителя, соответствующий византийскому императору. И таким образом митрополит [...] показывает, что великий князь русский Владимир не уступает в своём царском достоинстве ни каганам Хазарии, ни императорам Византии. Именно принятие православия поставило русского князя на высокий престол правителя мировой державы. Тема „Слова", писал академик Д. С. Лихачёв, тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранни-чества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. [...] указывает, что Евангелием и крещением Бог „все народы спас", прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на „богоизбранничество" только одного народа. Митрополит [...] завершает своё „Слово" пламенной молитвой к Богу. Как бы от лица всего русского народа митрополит [...] обращается к Богу, к Пресвятой Троице, к Богочеловеку Христу с просьбой всегда сохранять Русскую землю в правде и чистоте».
1. Укажите имя киевского митрополита, о котором говорится в тексте. В каком веке он жил? Укажите полное название, принятое в историографии, созданного им литературно-религиозного произведения.
2. Какое государство автор текста противопоставляет Руси? В чём, по его мнению, проявилось преимущество принятия Русью христианства перед выбором этого государства?
3. Какие последствия для развития культуры Руси имело принятие христианства? Назовите не менее двух последствий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.