Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Н.А.Некрасова 9 класс
Оценка 4.6

Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Н.А.Некрасова 9 класс

Оценка 4.6
Домашняя работа +4
doc
русская литература
9 кл—10 кл
29.02.2020
Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Н.А.Некрасова 9 класс
Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Н.А.Некрасова. Лист для учителя с предполагаемыми ответами детей и лист для распечатки учащимся
Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Некрасова.doc

Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Н.А.Некрасова. ОТВЕТЫ

Произведение

Отрывок стихотворения

Идейное содержание

«Крестьянские дети»

Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано!

Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний.

«Вчерашний день, часу в шестом…»

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

          Ни звука из ее груди,
          Лишь бич свистал, играя…
          И Музе я сказал: «Гляди!
          Сестра твоя родная!»

Обычная сельская девушка держалась очень мужественно и достойно. И это удивительное наблюдение наполнило его душу гордостью за собственный народ, который, вопреки всем унижениями и невзгодам, остается гордым, непреклонным и не теряющим чувства собственного достоинства

«Несжатая полоса»

 

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что безнадеги песню певал

Единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады

«Пьяница»

Ах! если б часть ничтожную!
Старушку полечить,
Сестрам бы нероскошную
Обновку подарить!
Стряхнуть ярмо тяжелого,
Гнетущего труда,-
Быть может, буйну голову
Сносил бы я тогда!
Покинув путь губительный,
Нашел бы путь иной
И в труд иной — свежительный —
Поник бы всей душой.
Но мгла отвсюду черная
Навстречу бедняку…
Одна открыта торная
Дорога к кабаку.

Жизнь простого человека итак достаточно сложна в условиях крепостного строя. А Жизнь пьяницы напоминает замкнутый круг, из которого он не видит выхода. И самое лучшее, что он может сделать от безысходности, так это напиться, ведь для такого человека «одна открыта торная дорога к кабаку».

 

 

 

 

(проторенная=проложенная)

«Элегия»

Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…

И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. Ему мечтается о дне, когда народ станет свободным.

 

 

 

 

Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений Н.А.Некрасова

Внимательно прочитайте отрывки из произведений Некрасова; вспомните, какие темы характерны для его творчества; проанализируйте данные отрывки с точки зрения ИДЕЙНОГО содержания. Запишите одним-двумя предложениями ИДЕЮ каждого отрывка

Произведение

Отрывок стихотворения

Значение некоторых слов

ИДЕЯ отрывка

«Крестьянские дети»

Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано!

 

(гинуть=пропасть=умереть)

 

(ездит=скачет, гордо сидя на коне)

(красное=прекрасное=замечателоьное)

 

«Вчерашний день, часу в шестом…»

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

          Ни звука из ее груди,
          Лишь бич свистал, играя…
          И Музе я сказал: «Гляди!
          Сестра твоя родная!»

(Сенная площадь в Петербурге, где наказывали беглых крестьян у позорного столба)

(кнут = прут= палка)

 

«Несжатая полоса»

 

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что безнадеги песню певал

(нет мочи = нет сил=невмоготу)

 

(безнадега – состояние отсутствие надежды на лучшее)

 

«Пьяница»

Ах! если б часть ничтожную!
Старушку полечить,
Сестрам бы нероскошную
Обновку подарить!
Стряхнуть ярмо тяжелого,
Гнетущего труда,-
Быть может, буйну голову
Сносил бы я тогда!
Покинув путь губительный,
Нашел бы путь иной
И в труд иной — свежительный —
Поник бы всей душой.
Но мгла отвсюду черная
Навстречу бедняку…
Одна открыта торная
Дорога к кабаку.

(ничего не значащую= малую долю = немного денег)

Ярмо́ — в запряжке волов заменяет хомут. Здесь: Ярмо = обязанность

Гнет - то, что тяготит, угнетает, мучит.

(проторенная=проложенная уже многими или постоянным хождением)

 

«Элегия»

Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…

Умиление- нежное, теплое чувство, возбуждаемое чем-либо трогательным 

 

 


Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений

Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений

Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений

Практическая работа по определению идейного содержания стихотворений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020