Инструкционно-технологическая карта № 8
Для выполнения практического занятия по дисциплине
«Экономическая теория»
ТЕМА: «Определение уровня и темпов инфляции»
Цели занятия:
Образовательная:
· Научить рассчитывать уровень и темп инфляции
· Научить определять темп инфляции
· Систематизировать знания по теме «Инфляция и антиинфляционная политика»
· Способствовать отработке навыков расчета уровня и темпа инфляции с помощью электронной таблицы Excel
Развивающая:
· продолжить формирование навыков групповой работы;
· развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).
Воспитательная:
· развитие коммуникативных навыков;
· воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость
· воспитание информационной культуры;
Тип урока - практическое занятие
Метод обучения – словесный, практический
Обеспечение - инструкционно-технологическая карта, компьютер
Междисциплинарные связи
Обеспечивающие – математика, информатика, история
Обеспечиваемые – статистика, финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг, цены и ценообразование, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации
Студент должен:
Иметь представление:
Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Особенности антиинфляционной политики в России.
Знать:
Сущность инфляции, ее причины и типы;
Уметь:
Определять типы и уровень инфляции.
Время занятия – 2 часа
Место проведения – компьютерный класс
Материальное оснащение – инструкционные карты, карточки опроса, компьютер, интерактивная доска, локальная сеть
Литература:
Основная:
1. В.Г. Слагода Экономическая теория: учебник.-4 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368 с. Стр. 244-256
2. Т.Г. Тальнишних Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Стр. 214-219
Дополнительная:
1. Камаев В.Д. Основы экономики: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с. Стр 195-206
Интернет-ресурсы:
1. http://microeconomica.economicus.ru/
2. http://college.ru/economics/economy.html
3. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_finance_2.html
4. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Nikolaeva/index.html
5. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Econtheory1/index.html
Методические указания
Коэффициент монетизации характеризует объем реальной денежной массы в стране на определенный год.
Коэффициент монетизации=М2/ВВП*100%
Скорость обращения денег - это интенсивность движения денег как средства обращения и средства платежа, показывает количество сделок, в которых участвует каждая одноименная денежная единица в течение года. Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в год. Скорость оборота денежной массы может быть выражена отношением объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны к величине агрегата М2.
Чем выше V, тем меньше нужно денежной массы для производства годового ВВП.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов текущих цен в постоянные цены.
Еще одна возможность измерения инфляции связана с использованием “правила величины 70”, позволяющего подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен “Правило 70-ти” можно представить в виде формулы:
где N - количество лет, необходимых для удвоения темпов инфляции, P - темп ежегодного роста цен (%).
ЗАДАЧИ
Задача №1
В среднем за год в Российской Федерации денежный агрегат М2 и ВВП составили:
|
01.01.2009 |
01.01.2008 |
01.01.2007 |
01.01.2006 |
01.01.2005 |
01.01.2004 |
01.01.2003 |
М2 (млрд. руб) |
13 493,2 |
13 272,1 |
8 995,8 |
6 044,7 |
4 363,3 |
3 212,6
|
2 134,5 |
ВВП |
39100,7 |
41428,6 |
33247,5 |
26917,2 |
21609,8 |
17027,2 |
13208,2 |
Задание
1.На основании приведенных данных с помощью программы Excel рассчитайте коэффициент монетаризации и скорость денежного обращения за указанные годы.
2.Постройте гистограмму «Скорость денежного обращения», графики денежного агрегата и ВВП
3. Проанализируйте полученные результаты
Ход выполнения:
1. Откройте программу Microsoft Excel.
2. Переименуйте Лист 1 на «Задача 1».
3. Постройте следующую таблицу, записав значения в соответствующие ячейки таблицы
4. С помощью соответствующих формул рассчитайте коэффициент монетизации и скорость денежного обращения.
5. Постройте гистограмму «Скорость денежного обращения» за период с 2003 по 2009 год. Сделайте необходимые выводы
6. Сохраните файл под названием «Практическая работа студента ФИО»
Задача №2
Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны.
Индексы потребительских цен на товары и услуги
(в % к декабрю предшествующего года)
Год |
ИПЦ |
Темпы инфляции по ИПЦ (% за год) |
Уровень инфляции |
1993 |
940 |
- |
- |
1994 |
315 |
|
|
1995 |
231,3 |
|
|
1996 |
121,8 |
|
|
Задание
1. Внимательно изучите их и составьте рассказ о динамике потребительских цен в этой стране за 1993 – 1996 год.
2. Рассчитайте темп и уровень инфляции
3. Отразите на графиках темпы инфляции
Ход выполнения:
1. Откройте файл «Практическая работа студента ФИО»
2. Лист 2 переименуйте «Задача 2»
3. Заполните таблицу соответствующими данными
4. Рассчитайте темпы и уровень инфляции
5. Постройте график «Темпы инфляции»
6. Проанализируйте график
Задача №3
Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны.
Индексы потребительских цен на товары и услуги
(в % к декабрю предшествующего года)
Год |
ИПЦ |
Темпы инфляции по |
Уровень инфляции |
1990 |
246,0 |
- |
- |
1991 |
273,0 |
|
|
1992 |
313,95 |
|
|
1993 |
367,32 |
|
|
Задание
1. Внимательно изучите их и составьте рассказ о динамике потребительских цен в этой стране за 1990 – 1993 год.
2. Рассчитайте темп и уровень инфляции
3. Отразите на графиках темпы инфляции
Ход выполнения - аналогично задаче 2.
Задача 4
В таблице приведены следующие данные об индексах потребительских цен по годам:
Год |
Индекс потребительских цен |
1 |
100 |
2 |
110 |
3 |
112 |
4 |
114 |
Задание
1. Рассчитайте уровень инфляции для каждого года.
2. Определите количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, исходя из «правила 70».
3. Результаты расчетов обобщить в таблице:
Год |
ИПЦ |
Уровень инфляции |
Удвоение цен |
1 |
100 |
|
|
2 |
110 |
|
|
3 |
112 |
|
|
4 |
114 |
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Что потребительская корзина? Как она рассчитывается?
2. В чем разница между открытой и закрытой инфляцией?
3. Что может быть причинами инфляции спроса и издержек?
Задание на дом
1. В.Г. Слагода Экономическая теория: учебник.-4 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368 с. Стр. 244-256
2. Т.Г. Тальнишних Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Стр. 214-219
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.