I. Теоретический материал для ознакомления: Сложноподчиненное предложение
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения (От главного задаём вопрос к придаточному) .
- Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух.
(С тех пор как ), [ ].
- Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги (какой?), что ведёт через рощу.
[ ], (что ).
- Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом.
[ , (когда ), ].
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. |
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
Союзы |
Союзные слова |
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения). |
1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее). |
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. |
2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу. |
3. На союз не может падать логическое ударение. |
3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра. |
4. После союза нельзя поставить частицы же, именно. |
4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра. |
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. |
5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера. |
4. Виды придаточных предложений определяем по вопросу, который задаём к ним
Виды придаточного |
На какой вопрос отвечает |
Чем прикрепляется (союзами, союз. словами) |
К чему относится |
Изъяснительное |
Косвенных падежей ( кого? чего? кому? чему? кем? чем? кого? что? о ком? о чём?) |
Что, чтобы, как, как будто, когда, куда, частицей ли, неужели |
К словам со значением речи, мысли, чувства |
Определительное |
Какой? |
Который, что, где какой, чей |
К существительному в главном предложении |
Обстоятельственные: |
|||
времени |
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? |
Когда, пока. едва, лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем |
Ко всему главному предложению |
места |
Где? Куда? Откуда? |
Где, куда, откуда |
Ко всему главному предложению |
Образа действия |
Как? Каким образом? |
Что, как, чтобы, словно |
К сочетанию с указательным словом |
Степени |
В какой мере и степени? Насколько |
Что, как, будто, словно, сколько |
К сочетанию с указательным словом |
Условия |
При каком условии? |
Если, ежели, коли, коль, когда, раз, коль скоро и др. |
Ко всему главному предложению |
Причины |
Почему? Отчего? |
Потому что, оттого что, либо, так как, из-за того что, благодаря тому что, ибо |
Ко всему главному предложению |
Следствия |
Что из этого следует? Что в результате? |
Так что, вследствие чего, в силу чего |
Ко всему главному предложению |
Цели |
Зачем? С какой целью? |
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы |
Ко всему главному предложению |
Уступки |
Несмотря на что? |
Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни, ко всему главному предложению |
|
Сравнительные |
Как? |
Словно, как, точно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем … тем, |
Ко всему главному предложению |
Присоединительные |
Что к этому можно добавить? |
Что ж. отчего, зачем, почему |
Ко всему главному предложению |
II. Тренировочные упражнения Не забывайте задавать вопрос от главного предложения или от отдельного слова в главном предложении.
1. Переписать и определить вид придаточного предложения. В помощь – вопросы.
1) Левин не замечал (чего?), как проходило время. 2) Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь (чему?), как у него всё понятно, просто и по-осеннему прозрачно. 3) Тотчас стало слышно (что?), как ветер шумит в кроне деревьев . 4) Я стою на склоне горы и сверху любуюсь (чем?), как кружат в синей воде морского залива множество парусников. 5) Минутами я совсем забывал (о чём?), куда и зачем я еду. 6) Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом . 7) Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита. 8) Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет.
2. Переписать и определить вид придаточного предложения
1) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. 2) И гора плачет, как её кирками бьют.
3) Утром, когда Корчагин проснулся, на дворе уже было светло. 4) А когда восходит солнце, ночь становится бледной и тёмной. 5) Учитель исчез из церкви, как только началась служба.
3. Переписать и определить вид придаточного предложения. Ознакомьтесь со схемами.
1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог). [ ], (чтобы).
2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения). [ ], (дабы).
3)(Для того чтобы быть счастливым), [надо не только любить, но и быть любимым]. (для того чтобы), [ ].
4. Переписать и определить вид придаточного предложения.
1) Было уже совсем поздно, так что пришлось пойти спать. 2) Я сильно вырос, вследствие чего пришлось спать на старой моей кровати со свешенными ногами. 3) Воздух был здесь чище, в силу чего я чувствовал себя странно.
5. Переписать и определить вид придаточного предложения.
1) В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий.
[ ], (потому что – союз).
2) [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло.
(оттого что – союз), [ ].
3) Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван.
[указ. сл.], (что – союз).
6. Найдите СПП с придаточным причины (вопросы: почему? отчего?) и запишите номера этих предложений.
1) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, дом. 2) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. 3) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. 4) Надо быть патриотом, а не националистом. 5) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. 6) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. 7) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. 8) В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.