Практическая работа по теме "Сложноподчинённое предложение с одним придаточным"
Оценка 5

Практическая работа по теме "Сложноподчинённое предложение с одним придаточным"

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
русский язык
10 кл—11 кл
28.05.2022
Практическая работа по теме "Сложноподчинённое предложение с одним придаточным"
Вначале в помощь располагается теоретический материал по теме "Сложноподчинённое предложение с одним придаточным", который пригодится при выполнении практической части. Тренировочные упражнения располагаются по принципу "от простого к более сложному".
Виды придаточных предложений.doc

 

I. Теоретический материал для ознакомления: Сложноподчиненное предложение       

1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения (От главного задаём вопрос к придаточному) .

- Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух.

(С тех пор как    ), [     ].

- Придаточные могут стоять после главного предложения:

Она не сводила глаз с дороги (какой?), что ведёт через рощу.

[     ], (что    ).

- Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:

И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом.

[    , (когда   ),    ].

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

 2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.

К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные изъяснительные;
  • определительные;
  • образа действия и степени.

Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных).

Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:

  • в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
  • в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).
  • Разграничение союзов и союзных слов

Союзы

Союзные слова

1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).

2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

3. На союз не может падать логическое ударение.

3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра.

4. После союза нельзя поставить частицы жеименно.

4. После союзного слова можно поставить частицы жеименно, ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.

5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.

                                                 4. Виды придаточных предложений определяем по вопросу, который задаём к ним

 

Виды придаточного

На какой вопрос

отвечает

Чем прикрепляется (союзами, союз. словами)

К чему относится

Изъяснительное

Косвенных падежей

( кого? чего? кому? чему? кем? чем? кого? что? о ком? о чём?)

Что, чтобы, как, как будто, когда, куда, частицей ли, неужели

К словам со значением речи, мысли, чувства

Определительное

Какой?

Который, что, где какой, чей

К существительному в главном предложении

                                       Обстоятельственные:

 

 

времени

Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?

Когда, пока. едва, лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем

Ко всему главному предложению

места

Где?  Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Ко всему главному предложению

Образа действия

Как? Каким образом?

Что, как, чтобы, словно

К сочетанию с указательным словом

Степени

В какой мере и степени? Насколько

Что, как, будто, словно, сколько

К сочетанию с указательным словом

Условия

При каком условии?

Если, ежели, коли, коль, когда, раз, коль скоро и др.

Ко всему главному предложению

Причины

Почему? Отчего?

Потому что, оттого что, либо, так как, из-за того что, благодаря тому что, ибо

Ко всему главному предложению

Следствия

Что из этого следует? Что в результате?

Так что, вследствие чего, в силу чего

Ко всему главному предложению

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

Ко всему главному предложению

Уступки

Несмотря на что?

Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни, ко всему главному предложению

 

Сравнительные

Как?

Словно, как, точно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем … тем,

Ко всему главному предложению

Присоединительные

Что к этому можно добавить?

Что ж. отчего, зачем, почему

Ко всему главному предложению

 

II. Тренировочные упражнения   Не забывайте задавать вопрос от главного предложения или от отдельного слова в главном предложении.

 

1. Переписать и определить вид придаточного предложения. В помощь – вопросы.

 

1) Левин не замечал (чего?), как проходило время. 2) Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь (чему?), как у него всё понятно, просто и по-осеннему прозрачно. 3) Тотчас стало слышно (что?), как ветер шумит в кроне деревьев . 4) Я стою на склоне горы и сверху любуюсь (чем?), как кружат в синей  воде морского залива множество парусников. 5) Минутами я совсем забывал (о чём?), куда и зачем я еду. 6) Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом . 7) Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита. 8) Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет.

 

2. Переписать и определить вид придаточного предложения

1) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. 2) И гора плачет, как её кирками бьют.

3) Утром, когда Корчагин проснулся, на дворе уже было светло. 4) А когда восходит солнце, ночь становится бледной и тёмной. 5) Учитель исчез из церкви, как только началась служба.

 

3. Переписать и определить вид придаточного предложения. Ознакомьтесь со схемами.

1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог).  [ ], (чтобы).

2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения).  [ ], (дабы).

3)(Для того чтобы быть счастливым), [надо не только любить, но и быть любимым].                                   (для того чтобы), [ ].

4. Переписать и определить вид придаточного предложения.

1) Было уже совсем поздно, так что пришлось пойти спать. 2) Я сильно вырос, вследствие чего пришлось спать на старой моей кровати со свешенными ногами. 3) Воздух был здесь чище, в силу чего я чувствовал себя странно.

5. Переписать и определить вид придаточного предложения.

1) В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий.

[   ], (потому что – союз).

2) [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло.

(оттого что – союз), [   ].

3) Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван.

[указ. сл.], (что – союз).

6. Найдите СПП с придаточным причины (вопросы: почему? отчего?)  и запишите номера этих предложений.

1) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, дом. 2) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. 3) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. 4) Надо быть патриотом, а не националистом. 5) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. 6) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. 7) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. 8) В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.


I . Теоретический материал для ознакомления:

I . Теоретический материал для ознакомления:

Он сказал: сестра не вернётся к ужину

Он сказал: сестра не вернётся к ужину

II . Тренировочные упражнения

II . Тренировочные упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022