Практическая работа
Тема: «СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ».
1. Темы докладов и рефератов
1. Социальные конфликты в современной России.
2. Учение о социальных конфликтах в истории социологии.
2. Выполнить письменную работу на листочках. Срок сдачи работы 10.02.2022
ЗАДАНИЕ 1. Выделите основные элементы конфликта и возможные пути его решения в следующем примере:
«В садовом товариществе возник спор из-за границ участков между садоводами и председателем кооператива. Спор перерос в драку. На место происшествия выехала полиция».
Субъекты конфликта |
|
Предмет конфликта |
|
Причина конфликта |
|
Повод конфликта |
|
Цель конфликта |
|
Масштаб конфликта |
|
Решение конфликта: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Опишите основные стадии и особенности протекания конфликта.
![]() |
ЗАДАНИЕ 3. Согласно типологии социальных конфликтов, существуют политические конфликты, социально-экономические конфликты и национально-этнические конфликты.
Приведите примеры следующих видов конфликтов:
• конфликт между ветвями власти — _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
• конфликт между политическими партиями и движениями — _______________________
_____________________________________________________________________________
• социально-экономический конфликт — __________________________________________
_____________________________________________________________________________
• национально-этнические конфликты — __________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Сила участника конфликта представляет собой способность оппонента воплотить свою идею вопреки воле других членов взаимодействия. К ресурсам силы участника конфликта относятся:
• физическая сила и технические средства для насильственного разрешения конфликта;
• информационно-цивилизационное разрешение конфликта благодаря сбору фактов, до- кументов, анализу материалов о самом конфликте и своем оппоненте с целью своей победы;
• социальный статус, который выражается в общественно признанных показателях (до- ходы, уровень власти и т. д.);
• остальные ресурсы (средства, территория, предел времени, число приверженцев).
На Ваш взгляд, какие ресурсы эффективнее всего использовать в разрешении социального конфликта и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.
|
Причины социальных конфликтов |
Характеристики социальных конфликтов |
|
1. |
Экономическое неравенство |
Столкновение носителей различных религий |
А. |
2. |
Идеологическая несовместимость |
Борьба за власть |
Б. |
3. |
Политическое противостояние |
Неравное обладание собственностью, доходами, благами |
В. |
4. |
Межнациональные распри |
Столкновение различных взглядов, идей |
Г. |
5. |
Межконфессиональные конфликты |
Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма |
Д. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
г |
б |
а |
в |
д |
ЗАДАНИЕ 6. Докажите, что:
а) конфликт - нежелательное, опасное явление в коллективе;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) конфликт - здоровый положительный процесс.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 7. Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации заключается в использовании корректных приемов и аргументов, и недопущении нелояльных. Из нижеперечисленных приемов определите допустимые и нелояльные в конфликтных ситуациях:
а) умение вести ход конфликта по своему сценарию, то есть овладеть инициативой;
б) концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника;
в) использование недоказанных или даже ложных аргументов, надеясь, что противник этого не заметит, а может быть и не знает;
г) обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные или национальные предрассудки или давая какие-либо обещания;
д) используя «эффект внезапности», самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта;
е) обращение в поддержку своей позиции к взглядам тех людей, с кем противник в силу разных причин не смеет спорить;
ж) угроза или прямое применение морального или физического насилия.
Ответ: допустимые приемы - ________________; нелояльные приемы - _______________.
ЗАДАНИЕ
8. Понятие конфликта в
представлении разных ученых:
Представителям каких наук принадлежат эти определения конфликта?
1 .Естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различия в эмоциональном фоне |
Б |
2. Предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызванные противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств |
А |
3. Противоборство субъектов (носителей) противоречий, противодействие сторон, преследующих несовместимые или взаимоисключающие цели |
В |
4. Универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоление противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществом |
Г |
А) социологам; Б) психологам; В) юристам; Г) специалистам управления.
ЗАДАНИЕ 9. Придумайте пример социальной рекламы, которая рассказывала бы о мирных методах разрешения социального конфликта.
Темы на выбор: «Взрослые — дети», «Богатые — бедные», «Власть — общество», «Мужчина — женщина».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовые задания (по вариантам).
Вариант 1
1. Социальный конфликт - это:
а) форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями
6) борьба между индивидами, цель которой - получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям.
в) борьба индивидов за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива.
2. Дана следующая модель:
- конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага и выигрыш.
Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель?
1) борьба наций за территорию
2) баскетбольный поединок
3) классовая борьба
4) гражданская война
5) этнический конфликт
6) столкновение покупателя с продавцом
7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги
8) драка двух выпивших мужчин
9) дуэль
3. На какой
фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
а) начальной
фазе;
б) фазе подъема;
в) пике конфликта;
г) фазе спада.
4. Конфликт в
переводе с латинского означает:
а) соглашение; б) столкновение в)
существование.
5. Ситуация
скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц
называется:
а) конфликтными отношениями;
б) конфликтной
ситуацией;
в) инцидентом.
6. Конфликт
равен:
а) конфликтная
ситуация + инцидент;
б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация;
в) конфликтные отношения + инцидент.
7. По степени
вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) классовые;
г) межгосударственные;
д) межнациональные;
е)
внутриличностные.
8. Особым
типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа
к дефицитным благам называется:
а) конфронтация;
б) соперничество;
в) конкуренция.
9. Одной из
основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов
является:
а) переговорный
процесс; б) сотрудничество;
в) компромисс.
10. Профессиональный
посредник называется:
а) суггестором; б) медиатором;
в) коллегой.
Вариант 2
1.
Возникновение конфликтологии как
относительно самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркса и Ф. Энгельса;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
в)
Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта.
2.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения
конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного
из них одержать победу над другим;
б) наличие у них
противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние
противоборства между ними;
в) наличие у них противоположных позиций и
активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о
своих требованиях;
д) наличие противоположных интересов у
каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
3. Конфликтная
ситуация — это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся
противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия,
которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия,
направленный на выяснение отношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.
4. Причина
конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления,
события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных
условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального
взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
д) то, из-за чего возникает конфликт.
5. Конфликтогены
– это:
а) слова,
действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.
6. К какому
типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза,
замечание, критика, обвинение, насмешка»:
а) снисходительное отношение;
б) негативное
отношение;
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.
7. Управление
конфликтами — это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б)
целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс
его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к
которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения
уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс
формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в
интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
8. Внутриличностный конфликт –
это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью
своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей
сложной ситуацией;
в) столкновение
противоположно направленных мотивов личности;
г) столкновение противоположно направленных
поведенческих характеристик личности;
д) внутренние колебания личности, стоящей перед
выбором средств для достижения конкретной цели.
9. Социальные конфликты – это:
а) конфликты между государственными структурами по поводу
реализации социальных гарантий граждан;
б) конфликты между государственными и
общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
в) особая форма
противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан,
а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
г) особая форма противоборства граждан с
властями за улучшение их социально-экономического положения;
д) конфликт между гражданами и властями,
выражающийся в гражданском неповиновении.
10. Что является универсальным
источником всех экономических конфликтов:
а) нехватка средств
к существованию
б) деньги
в) престиж
г) власть
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.