Практическая работа по теме Социальный конфликт

  • docx
  • 07.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 25А Практическая социальный конфлитк.docx

Практическая работа

Тема: «СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ».

1. Темы докладов и рефератов

1. Социальные конфликты в современной России.

2.  Учение о социальных конфликтах в истории социологии.

 

2. Выполнить письменную работу на листочках. Срок сдачи работы 10.02.2022

ЗАДАНИЕ 1. Выделите основные элементы конфликта и возможные пути его решения в следующем примере:

«В садовом товариществе возник спор из-за границ участков между садоводами и председателем кооператива. Спор перерос в драку. На место происшествия выехала полиция».

Субъекты конфликта

 

Предмет конфликта

 

Причина конфликта

 

Повод конфликта

 

Цель конфликта

 

Масштаб конфликта

 

 

Решение конфликта: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Опишите основные стадии и особенности протекания конфликта.

ПРЕДКОНФЛИКТ-НАЯ СИТУАЦИЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННО КОНФЛИКТ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                             

РАЗРЕШЕНИЕ КОН-ФЛИКТА
 

 

 

 


ЗАДАНИЕ 3. Согласно типологии социальных конфликтов, существуют политические конфликты, социально-экономические конфликты и национально-этнические конфликты.

Приведите примеры следующих видов конфликтов:

• конфликт между ветвями власти —  _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

• конфликт между политическими партиями и движениями —  _______________________

_____________________________________________________________________________

• социально-экономический конфликт — __________________________________________

_____________________________________________________________________________

• национально-этнические конфликты — __________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4.  Сила участника конфликта представляет собой способность оппонента воплотить свою идею вопреки воле других членов взаимодействия. К ресурсам силы участника конфликта относятся:

• физическая сила и технические средства для насильственного разрешения конфликта;

• информационно-цивилизационное разрешение конфликта благодаря сбору фактов, до- кументов, анализу материалов о самом конфликте и своем оппоненте с целью своей победы;

• социальный статус, который выражается в общественно признанных показателях (до- ходы, уровень власти и т. д.);

• остальные ресурсы (средства, территория, предел времени, число приверженцев).

На Ваш взгляд, какие ресурсы эффективнее всего использовать в разрешении социального конфликта и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.

 

Причины социальных конфликтов

Характеристики социальных конфликтов

 

1.                          

Экономическое неравенство

Столкновение носителей различных религий

А.           

2.                          

Идеологическая несовместимость

Борьба за власть

Б.           

3.                          

Политическое противостояние

Неравное обладание собственностью, доходами,  благами

В.           

4.                          

Межнациональные распри

Столкновение различных взглядов, идей

Г.            

5.                          

Межконфессиональные конфликты

Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма

Д.           

 

1.                   

2.       

3.       

4.       

5.       

г

б

а

в

д

ЗАДАНИЕ 6. Докажите, что:

 а) конфликт - нежелательное, опасное явление в коллективе;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) конфликт - здоровый положительный процесс.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 7. Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации заключается в использовании корректных приемов и аргументов, и недопущении нелояльных. Из нижеперечисленных приемов определите допустимые и нелояльные в конфликтных ситуациях:

а) умение вести ход конфликта по своему сценарию, то есть овладеть инициативой;

б) концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника;

в) использование недоказанных или даже ложных аргумен­тов, надеясь, что противник этого не заметит, а может быть и не знает;

г) обращение к публике с целью взволновать, наэлектризо­вать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные или нацио­нальные предрассудки или давая какие-либо обещания;

д) используя «эффект внезапности», самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта;

е) обращение в поддержку своей позиции к взглядам тех людей, с кем противник в силу разных причин не смеет спорить;

     ж)   угроза или прямое применение морального или физичес­кого насилия.

Ответ: допустимые приемы - ________________;  нелояльные приемы - _______________.

ЗАДАНИЕ 8. Понятие конфликта в представлении разных ученых:
Представителям каких наук принадлежат эти определения конфликта?

1 .Естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различия в эмоциональном фоне

Б

2. Предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызванные противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств

А

3. Противоборство субъектов (носителей) противоречий, противодействие сторон, преследующих несовместимые или взаимоисключающие цели

В

4. Универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоление противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществом

Г

А)  социологам;     Б) психологам;       В) юристам;   Г) специалистам управления.

 

ЗАДАНИЕ 9. Придумайте пример социальной рекламы, которая рассказывала бы о мирных методах разрешения социального конфликта.

Темы на выбор: «Взрослые — дети», «Богатые — бедные», «Власть — общество», «Мужчина — женщина».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Тестовые задания (по вариантам).

Вариант 1

1.      Социальный конфликт - это:

а) форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями

6) борьба между индивидами, цель которой - получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям.

в) борьба индивидов за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива.

2.     Дана следующая модель:

- конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага и выигрыш.

Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель?

1) борьба наций за территорию

2) баскетбольный поединок

3) классовая борьба

4) гражданская война

5) этнический конфликт

6) столкновение покупателя с продавцом

7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги

8) драка двух выпивших мужчин

9) дуэль

3.       На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
а) начальной фазе;
б) фазе подъема;
в) пике конфликта;
г) фазе спада.

4.      Конфликт в переводе с латинского означает:
а) соглашение;                            б) столкновение                               в) существование.

5.      Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:
а) конфликтными отношениями;
б) конфликтной ситуацией;
в) инцидентом.

6.      Конфликт равен:
а) конфликтная ситуация + инцидент;

б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация;
в) конфликтные отношения + инцидент.

7.      По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) классовые;
г) межгосударственные;
д) межнациональные;
е) внутриличностные.

8.      Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется:
а) конфронтация;
б) соперничество;
в) конкуренция.

9.      Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
а) переговорный процесс;                        б) сотрудничество;                           в) компромисс.

10.  Профессиональный посредник называется:
а) суггестором;                                         б) медиатором;                                  в) коллегой.

 

Вариант 2

1.         Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркса и Ф. Энгельса;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта.

2.                  Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;
б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;
д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

3.      Конфликтная ситуация — это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.

4.    Причина конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
д) то, из-за чего возникает конфликт.

5.      Конфликтогены – это:
а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.

6.      К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
а) снисходительное отношение;
б) негативное отношение;
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.

7.      Управление конфликтами — это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

8.      Внутриличностный конфликт – это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

9.      Социальные конфликты – это:
а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;
б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;
д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.

10.  Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) нехватка средств к существованию
б) деньги
в) престиж
г) власть