Практическая работа. Построение алгоритмов линейных структур

  • Документация
  • docx
  • 15.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая работа . Построение алгоритмов линейных структур
Иконка файла материала Практическая работа_№5. Построение алгоритмов линейных структур.docx

Практическая работа № 5. Построение алгоритмов линейных структур

Цель: сформировать у студентов навыки построения алгоритмов линейных структур с помощью учебной среды КУМИР.

 

Ход работы:

1.    Ознакомиться с теоретическим материалом.

2.    Выполнить задания для закрепления изученного материала.

 

Методические указания по выполнению работы.

 

1.                 Теоретические сведения: Исполнитель Робот

2   Среда Робота

Учебный исполнитель Робот предназначен для того, чтобы без участия человека сажать цветы в подготовленные для них грядки. В программе, с которой вы будете работать, Робот изображен в виде машинки, которая ездит по полю. Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть: 1) свободным местом ; 2) грядкой   или 3) стенкой . Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам, ходить по клумбам с цветами запрещается. Он должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу, обозначенную значком  , для пополнения запасов.

Робот может двигаться вперед и назад, а также разворачиваться на 90 и 180 градусов влево или вправо. Конечно, в реальной обстановке на Робота влияет ветер, дождь, неровность земли и т.п., но мы их не будем учитывать. Такое упрощенное представление называется моделью Робота.

БазагрядкаклумбастенкаРобот

2   Основные команды Робота

Как и любой исполнитель, Робот понимает только ограниченный набор команд, которые входят в его СКИ (список команд исполнителя). Пока нам хватит нескольких команд, перечисленных ниже:

¨  СКИ Робота:

                       направо;                    повернуться на 90 градусов вправо

                       налево;                      повернуться на 90 градусов влево

                       кругом;                       развернуться кругом (на 180 градусов)

                       вперед (n);                  перейти на n клеток вперед

                       назад (n);                    перейти на n клеток назад

                          посади;                      посадить цветы на грядке в том месте, где стоит            Робот

Позже мы немного расширим СКИ и добавим в него новые команды. Робот не может ходить по диагонали, проходить сквозь стенки и топтать цветы на клумбах.

2  Простейшая программа (задача z1-3.maz)

  ТриКлумбы

  {

  вперед(3);

  посади;

  направо;

  вперед(2);

  налево;

  вперед(2);

  налево;

  вперед(1); посади;

  вперед(2); посади;

  вперед(1);

  налево;

  вперед(1);

  }

 

Имя программы должно состоять из одного «слова», обратите внимание, что внутри нет пробелов. Каждая команда заканчивается точкой с запятой. Можно записывать несколько команд в одну строчку.

2   Какие ошибки могут быть у Робота?

1.    Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например

           влево;

           вперед (3);

           направо (2);

2.                 Отказы (“НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу приказывают идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки.

3.                 Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и делает все, что ему сказали, но результат совсем не тот, какой мы ожидали.

Синтаксические ошибки и отказы обнаруживает сам исполнитель. Когда вы будете работать с компьютером, вы увидите сообщения об таких ошибках. Самые сложные ошибки – логические – придется искать самим.

2  Работа в системе Исполнители

Чтобы проверить программу и посмотреть исполнителя Робот в работе, мы будем использовать систему Исполнители, установленную на компьютерах. Найдите на Рабочем столе ярлык программы и дважды щелкните по нему. Когда программа запустится, вы увидите окно, показанное на рисунке справа.

            Окно состоит из трех частей: верху расположены меню и кнопки для управления исполнителем, слева – редактор программы, а справа – поле исполнителя.

Сначала загрузите задачу для Робота, щелкнув по кнопке  и выбрав заданный файл.

Затем надо набрать программу в поле редактора. Для того, чтобы ускорить ввод команд, удобно использовать меню Шаблоны. Там есть все команды языка программирования и команды исполнителя Робот.

Для того, чтобы компьютер выровнял все строки программы (привел программу в «приличный» вид), можно нажать клавишу F6 или щелкнуть по кнопке  на панели инструментов.

Когда программа готова, запишите ее на диск, нажав клавишу F2 или кнопку  на панели инструментов. В ответ на это при первой записи файла на диск появляется окно для ввода имени файла, где вам надо ввести любое имя и затем щелкнуть на кнопку ОК. При записи файла в следующий раз имя уже известно, поэтому система переименует старую версию, сделав у нее расширение *.bak, а новую запишет с тем же именем.

Для выполнения программы надо нажать клавишу F9 или кнопку  на панели инструментов. Если в программе нет синтаксических ошибок, которые машина обнаруживает, вы увидите, как Робот (в виде машинки) выполняет программу.

Если ошибки есть, красным цветом будет выделена строка, в которой обнаружена ошибка, и выведено сообщение на экран. Посмотрите внимательно на эту строку и на предыдущую, нажмите на клавишу Enter и исправьте ошибку.

Если ошибок нет, но Робот не выполнил задание, в программе есть логическая ошибка. Для ее обнаружения воспользуйтесь режимом отладки: при нажатии на клавишу F8 исполнитель выполняет одну строку программы и останавливается. Такой режим называется пошаговым. Таким образом, можно определить, в какой строчке программа начинает выполняться не так, как вам хочется. Обнаружив ошибку, нажмите клавишу Esc для выхода из режима отладки. Когда все получилось, запишите новый вариант на диск и закончите работу, щелкнув по кнопке  в правом верхнем углу окна или нажав клавиши Alt+F4.

Если вы забыли какую-то команду или хотите узнать то, что вам еще не рассказывали, щелкните на кнопке  или нажмите клавишу F1, чтобы войти в справочную систему.

Если программа не доделана и записана на диск, вы сможете в следующий раз загрузить старую программу, нажав на клавишу F3 или щелкнув по кнопке . Чтобы начать новую программу и очистить поле редактора, щелкните по кнопке .

2.       Задания для самостоятельной работы:

Необходимо записать с помощью алгоритма линейной структуры следующие задачи для движения робота в учебной среде программирования КУМИР исполнитель Робот.

Задание №1

В среде КУМИР «Робот» написать такой алгоритм движения для робота, чтобы он посадил 3-ри грядки и приехал в конце на базу:

 

Задание №2

В среде КУМИР «Робот» написать такой алгоритм движения для робота, чтобы он посадил все грядки и приехал в конце на базу:

Задание №3

В среде КУМИР «Робот» написать такой алгоритм движения для робота, чтобы он посадил все грядки и приехал в конце на базу:

 

 

Задание №4

В среде КУМИР «Робот» написать такой алгоритм движения для робота, чтобы он посадил все грядки и приехал в конце на базу:

Задание №5

В среде КУМИР «Робот» написать такой алгоритм движения для робота, чтобы он посадил все грядки и приехал в конце на базу:

Все алгоритмы движения должны иметь линейную структуру!


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также