Практическая работа
Скоростные способности и методика их воспитания
I. Контрольные тесты:
1. Комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени, называется
а) частотой движений;
б) скоростными способностями;
в) скоростно-силовыми способностями;
г) двигательной реакцией.
2. Ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный), называется:
а) простой реакцией;
б) скоростью одиночного движения;
в) скоростными способностями;
г) быстротой движения.
3. Какая форма проявления скоростных способностей определяется по латентному (скрытому) периоду реакции?
а) скорость одиночного движения;
б) частота движений;
в) скорость двигательной реакции;
г) ускорение.
4. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом развития скоростных способностей у детей считается возраст:
а) 10-11 лет;
б) 7-11 лет;
в) 13-14 и 17-18 лет;
г) 11-12 и 17-18 лет.
5. Основным методом для развития быстроты двигательной реакции является:
а) метод круговой тренировки;
б) метод повторного выполнения упражнений;
в) ударный метод;
г) игровой метод.
6. Основными средствами развития скоростных способностей являются:
а) специальные упражнения на тренажерах;
б) упражнения, направленно воздействующие на определенные компоненты скоростных способностей, упражнения комплексного и сопряженного воздействия;
в) упражнения с отягощениями;
г) упражнения комплексного и сопряженного воздействия.
7. Число движений в единицу времени характеризует:
а) ритм движений;
б) темп движений;
в) скоростную выносливость;
г) сложную двигательную реакцию.
II. Заполните таблицу «Формы проявления скоростных способностей»
Элементарные |
Комплексные |
1. Быстрота двигательной реакции |
1. Быстроту выполнения целостных двигательных действий. |
2. Быстрота одиночного движения |
2. Способность быстро переключится с одних действий на другие |
3.Частота движений |
3. Способность к достижению высокой скорости на дистанции |
4. |
4. Способность длительно ее поддерживать |
III. Приведите примеры простой и сложной двигательной реакции, записав их в таблицу
Примеры простой двигательной реакции |
Примеры сложной двигательной реакции |
1. Бросок набивного мяча по сигналу |
1. Прием мяча в волейболе |
2. Старт в беге на короткие дистанции |
2. Прыжок вратаря после удара по мячу |
3. Старт лыжников по выстрелу сигнального писталета. |
3. Прием передачи в гандболе |
4. Стартовый прыжок в воду |
4. Ловля шайбы в хоккее |
IV. Перечислите механизмы, влияющие на проявление скоростных способностей
1. Состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека
2. Морфологические особенности мышечной ткани, ее композиция
3. Силы мышц
4. Способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное
5. Энергетических запасов в мышце
6. Амплитуда движений
7. Способность к координации движений при скоростной работе
8. Биологического ритма жизнедеятельности организма
9. Возраста и пола
V. Заполните таблицу «Методы развития скоростных способностей и их характеристика»
Методы развития скоростных способностей |
Характеристика метода |
Игровой метод |
Предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимальной возможной скоростью в условиях проведения спортивных и подвижных игр. |
Соревновательный метод |
Применяется в форме различных тренировочных состязаний. |
Метод строго регламентированного упражнения |
Методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движений. |
VI. Подобрать по 10 упражнений направленных на воспитание скоростных способностей и записать схему:
Виды скоростных способностей |
Содержание физических упражнений |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
Бег со старта из различных положений |
И.П. — сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону |
5 – 6 раз |
Следим за техникой выполнения упражнений.
Выполняем упражнения с максимально возможной скоростью.
Соблюдаем правила техники безопасности.
|
Бег с максимальной скоростью |
И.П. — низкий старт |
3-5 раз |
|
Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) |
И.П. — высокий старт |
3-5 раз |
|
Передвижения в различных стойках: вперед-назад; вправо-влево; вверх-вниз |
Выполняется в беге |
3-4 раза |
|
Передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью |
И.П. — упор присев |
2-4 раза |
|
Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой |
И.П. — о.с., ладони рук сложены вместе |
5-10 сек |
|
Ритмичные подскоки со скакалкой |
И.П. — о.с., в руках скакалка |
10-12 сек |
|
Подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами |
И.П. — о.с., руки на поясе |
2-4 раза |
|
Отбивание брошенного партнером мяча, «защищая» условные «ворота» или сектор у глухой стены |
И.П. — о.с., в руках мяч |
3-5 раз |
VI. Заполните таблицу «Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей»
Контрольные упражнения |
|||
Для оценки простой |
Для оценки |
Для оценки макси |
Для оценки скоро |
и сложной |
скорости |
мальной частоты |
сти, проявляемой в |
двигательной |
одиночных |
движений в |
целостных двига |
реакции |
движений |
различных суставах |
тельных действиях |
“Линейка” Ваш партнер держит линейку длиной 50 см на отметке "0" вертикально вниз. Ваша рука находится примерно на 10 см ниже, и, как только партнер отпускает линейку, попытайтесь схватить ее большим и указательным пальцами. Если вы схватили линейку на отметке 20 - ваш биологический возраст составляет 20 лет на отметке 25 см - 30 лет на отметке 35 см - 40 лет на отметке 45 см - 60 лет |
Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три — другой. |
Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений. |
Используют пробегание дистанции на 30, 60, 100 м с низкого или высокого старта. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.