Практическая работа предназначена для обучающихся 8 класса. В ходе практической работы закрепляются знания учащихся о правилах поведения в кабинете химии, приемы обращения с лабораторным оборудованием; продолжается развитие умений учащихся по разделению смесей, описанию свойств веществ; развиваются умения правильного обращения с оборудованием при проведении химического эксперимента, школьники учатся наблюдать, делать выводы; воспитывается бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Практическая работа. Анализ почвы и воды.docx
Практическая работа №3: «Анализ почвы и воды»
Задачи:
1.
закрепить знания учащихся о правилах поведения в кабинете химии, приемы
обращения с лабораторным оборудованием;
2. продолжить развитие умений учащихся по разделению смесей, описанию свойств
веществ;
3. развитие умений обращения с оборудованием при проведении химического
эксперимента, наблюдать, делать выводы;
4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Мотивация и целеполагание:
Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с открытием в
очередной раз.
Почва острова Кимолос, входящего в группу Кикладских островов в Эгейском
море, состоит из жирного мыльного вещества, которое жители острова с незапамятных
времен используют в качестве мыла. Они моются им и стирают белье. Когда идет дождь,
остров покрывается мыльной пеной.
Самой большой прозрачностью обладают воды Саргассова моря, расположенного в
западной части Атлантического океана.
Самым "мертвым" водоемом является не Мертвое море, а озеро Смерти в Сицилии,
на берегах которого отсутствует растительность, а всякое живое существо в его воде
настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной
кислоты, которая и отравляет воду.
Сегодня мы с вами должны рассмотреть и описать некоторые свойства почвы и воды.
Выполнение практической работы:
мерный цилиндр,
линейка,
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, химический стакан,
резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив
Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный
индикатор,
вода
дистиллированная, вода из природных источников, почва.
коническая колба с пробкой,
Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете
согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом
будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также
правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы
необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при
выставлении итоговой оценки за работу в целом.
Таблица для оценивания практической работы.
№
п/п
Фамилия,
имя
Умение
выполнять
опыты
Соблюдение
правил т/б
Оформление
работы, выводы
Итоговая
оценка Инструктивная карта.
Опыт 1. Механический анализ почвы.
В пробирку с почвой прилейте 6 мл дистиллированной воды. Закройте пробирку
пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и
структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте
воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и
воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а
собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный
раствор).
стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.
Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных
источников: вода изпод крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона,
вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле
порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По
окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.
Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор.
Инструктивная карта.
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр
вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность
читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в
цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха.
В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и
Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:
Характер запаха
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается
специалистами
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это
Интенсивность
запаха (балл)
0
1
2 внимание
Запах легко обнаруживается
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
3
4
5
Рефлексия и подведение итогов:
Проводится в форме беседы по результатам качества воды из различных источников.
Учащиеся делают выводы по результатам работы.
Домашнее задание: подготовиться к практической работе №4.
Практическая работа: «Анализ почвы и воды»
Практическая работа: «Анализ почвы и воды»
Практическая работа: «Анализ почвы и воды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.