Практическая работа. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической и звуковой информации.
Оценка 4.8

Практическая работа. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической и звуковой информации.

Оценка 4.8
Лабораторные работы +1
pdf
информатика
10 кл—11 кл +1
28.05.2018
Практическая работа. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической и звуковой информации.
Цель работы: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать информацию в различных кодировках. В работе рассматриваются: Аналоговый и дискретный способ кодирования, Кодирование растровых изображений. Представлено три практических задания на освоение основ кодирования информации. Четвертое задание содержит контрольные вопросы, позволяющие определить уровень усвоения практической работы.
ПР ПредстИнфо.pdf

Практическая работа  Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

 

Цель работы: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать информацию в различных кодировках.

 

Краткие теоретические сведения

Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. В компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.

Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть двоичный код.

Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Кодируют информацию в виде последовательности нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента: 0 – отсутствие электрического сигнала;

1 – наличие электрического сигнала.

 

Аналоговый и дискретный способ кодирования

Человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и так далее), а звуковые - зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее.

Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.

Пример аналогового представления графической информации: живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного – изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Пример аналогового хранения звуковой информации:  виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного – аудио компакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью).

Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.

Дискретизация – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

Кодирование изображений

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Кодирование растровых изображений

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель – минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки), причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее).

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).

Для четырех цветного – 2 бита.

Для 8 цветов необходимо – 3 бита.

Для 16 цветов – 4 бита.

Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).

Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов. 

В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е.

всего 1280 ∙ 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем видеопамяти:

32 ∙ 1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Кодирование векторных изображений

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависит от прикладной среды.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

Графические форматы файлов

Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия). Наиболее популярные растровые форматы:

Bit MaP image (BMP) – универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

Tagged Image File Format (TIFF) – формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами. Graphics Interchange Format (GIF) – формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Portable Network Graphic (PNG) – формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG) – формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Двоичное кодирование звука

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Частота дискретизации – количество измерений уровня сигнала в единицу времени. Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 216 = 65536.

Представление видеоинформации

В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией. Простейшей такой работой является просмотр кинофильмов и видеоклипов. Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компьютерной системы.

Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.

Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то сохранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, как показывает разобранный выше пример, при использовании традиционных методов сохранения информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевидное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).

Существует множество различных форматов представления видеоданных.

В среде Windows, например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат Video for Windows, базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave – чередование аудио и видео).

Более универсальным является мультимедийный формат Quick Time, первоначально возникший на компьютерах Apple.

 

 

 

 

Задание

 

Задание 1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО и названия улицы, по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка>Символ>Другие символы.

 

Пример:

 

 И         В        А         Н         О         В             А     Р          Т         Е         М          у   л     .    Л      е    н     и      н    а                  200 194 192  205  206  194    192  208  210  197  204  243 235 46  203 229 237 230 237 224

 

 

 

 

 

Задание 2.

1)                 Определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код. Для расшифровки используйте дополнительную цифровую клавиатуру при нажатой клавише ALT - ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответствующий символ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

    

 

 

0255

0032

0243

0247

0243

0241

0252

0032

0226

0032

0202

0237

0192

0209

0202

0032

0239

0238

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0032

0241

0239

0229

0246

0232

0224

0235

0252

0237

0238

0241

0242

0232

                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

2)                 В кодировке Юникод запишите название своей специальности. Для кодировки используйте команду Вставка>Символ>Другие символы, в поле из выбираете Юникод

 

 

 Задание 3. Кодирование цвета с помощью цветовой модели RGB Для кодирования цвета выполните следующие действия.

1.             Откройте графический редактор Paint.

2.             Посмотрите возможность кодирования цвета с помощью цветовой палитры RGB. Для этого в панели графического редактора Главная щелкните по кнопке Изменение цветов. В графическом редакторе появится окно Изменение палитры (см. рисунок ниже). 

 

 

3.             Проследите за изменениями Цвет/Заливка при смене значений в полях ввода для основных цветов: красный, синий, зеленый.

4.             Установите, какие цвета получаются при значениях, приведенных в таблице,  и заполните последнюю колонку таблицы

Таблица. Фрагмент таблицы RGB

 

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0

 

0

0

255

 

0

255

0

 

255

255

255

 

255

0

0

 

255

0

255

 

255

255

0

 

0

255

255

 

 

 

Задание 4. По приведённым в начале работы теоретическим сведениям найдите и запишите в тетради ответы на следующие вопросы:

 

1 В какой форме человек воспринимает и хранит информацию

 

2 Примером какого представления графической информации (аналогового или цифрового) является картина в музее

 

3 Примером какого представления графической информации (аналогового или цифрового) является песня на DVD-диске

 

4 Какие цифры используются в двоичном коде

 

5 Что представляет собой растровое изображение

 

6 Чему равен информационный объем одного пикселя для цветовой палитры в 256 цветов

 

7 От чего зависит качество изображение на экране ПК

 

8 Для каких изображений (векторных или растровых) характерно увеличение без потери качества

 

9 Какая звуковая карта лучше – та, что обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука или та, что обеспечивают 32-битную глубину кодирования звука

 

10 Для каких файлов характерно расширение:

-     JPEG

-     AVI

-     GIF

 

 

 

Содержание отчета Отчет выполняется в тетради.

Отчет должен содержать:

1.    Название работы. Цель работы.

2.    Задание 1 и его решение.

3.    Задание 2 и его решение.

4.    Задание 3 и его решение.

5.    Задание 4.

 

 

 

Практическая работа Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Практическая работа Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Кодирование растровых изображений

Кодирование растровых изображений

Используется для обмена документами между различными программами

Используется для обмена документами между различными программами

Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные

Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные

И В А

И В А

Задание 3. Кодирование цвета с помощью цветовой модели

Задание 3. Кодирование цвета с помощью цветовой модели

В какой форме человек воспринимает и хранит информацию 2

В какой форме человек воспринимает и хранит информацию 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018