Практическая работа «Гидролиз» (инструкция к работе)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 6. 11. инструкция.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А. Практическая работа  «Гидролиз» (инструкция к работе) Ц е л и :   на   практике   убедиться   в   существовании   гидролиза;   объяснять совершенствовать   умения   наблюдать   химические   явления, наблюдения и результаты опытов, решать качественные химические задачи. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы :   1) В пронумерованных пробирках растворы хлорида алюминия, сульфата натрия и карбоната натрия; 2) универсальный индикатор, 10%­ный раствор карбоната натрия, алюминий в гранулах, вода в химическом стакане; раствор гидроксида натрия; 3) спиртовка, зажим, пробирки, лучина.   ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;   2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е   1.  Проверьте   свою   готовность   к   выполнению   практической работы. 1. Определите, подчеркнув, верное суждение: а) При гидролизе карбоната натрия индикатор меняет свою окраску. б) Гидролизу подвергаются все соли. в) Гидролиз – это процесс обменного взаимодействия сложных веществ с водой. 2. Восстановите схему реакции гидролиза, подставив формулы исходного вещества и одного из продуктов:    …  +  Н2О  ↔  Fe(OH)Cl 2  + … 3.  Какому   гидролизу   подвергается   водный   раствор   сульфита   натрия (Na2SO3)? Подчеркните верный ответ. а) по катиону; б) по аниону;  в) не гидролизуется. З а д а н и е   2.  C   помощью   химических   экспериментов   убедитесь   в существовании   гидролиза   солей,   попытайтесь   дать   объяснение   проведенным опытам.1)   Как   определить   растворы  гидроксида   натрия,   хлорида   натрия, карбоната натрия, если они находятся в склянках без этикеток? Cоставьте план определения веществ в пронумерованных пробирках и поясните результат с помощью уравнений химических реакций  (за помощью обратитесь к таблице «Качественное определение ионов»). ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Действия Наблюдения Уравнения реакций,  выводы 2)   В   трех   пробирках   (1,   2,   3)   находятся   растворы   хлорида   алюминия, сульфата   натрия   и   карбоната   натрия.   Не   пользуясь   другими   реактивами, определите состав каждой пробирки.  План действий: 1) определите способ выполнения задания; 2) обсудите с соседом по парте возможные результаты; 3) запишите предполагаемые уравнения реакций; 4) проведите опыты, подтверждающие вашу гипотезу. При составлении уравнений гидролиза используйте следующий алгоритм: 1. Запишите уравнение реакции диссоци­ации соли 2. Выберите ион слабого основания или  слабой кислоты, взаимодействующий  с водой  3. Запишите уравнение в ионном виде 4. Определите среду раствора K2S   2 K→ +   +  S2– K2S   2 K→ +   +  S2– 2 K+ + S2– + H+OH   Избыток гидроксид­ионов, среда щелочная + + HS– + OH–   2К↔ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  3. Экспериментальная задача. Что произойдет, если охладить раствор карбоната натрия или добавить к нему гидроксид натрия? Проведите опыт и обоснуйте свои заключения с точки зрения теории химического равновесия. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4. Проблемный опыт. 1)   В   одну   пробирку   с   раствором   меди   (II)   прилейте   раствор   гидроксида натрия, а в другую постепенно – раствор карбоната натрия. 2) Сравните цвет образующихся осадков. 3) Обратите внимание: в одной из пробирок выделяется газ.  (Подумайте: откуда может выделяться этот газ?)  Проверьте качественный состав газа горящей лучинкой. 4) Попробуйте объяснить происходящее явление.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4А. Мысленный эксперимент. Подумайте и ответьте на вопросы: 1) В медицинской практике раствор питьевой соды (гидрокарбоната натрия) используют для полоскания при воспалительных заболеваниях горла. Для чего? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2) Какова роль гидролиза в природе? _____________________________________________________________________ _________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3) Почему раствор мыла пенится в воде? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е   5.   Дополнительный   проблемный   опыт  «Взаимодействие солей щелочных металлов с солями, гидролизующимися по катиону». К раствору хлорида алюминия прилейте раствор карбоната натрия. Поясните происходящую реакцию. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Посмотрите также