Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Гидролиз» (инструкция к работе)
Ц е л и :
на практике убедиться в существовании гидролиза;
объяснять
совершенствовать умения наблюдать химические явления,
наблюдения и результаты опытов, решать качественные химические задачи.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) В пронумерованных пробирках растворы хлорида алюминия, сульфата
натрия и карбоната натрия;
2) универсальный индикатор, 10%ный раствор карбоната натрия, алюминий
в гранулах, вода в химическом стакане; раствор гидроксида натрия;
3) спиртовка, зажим, пробирки, лучина.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы.
1. Определите, подчеркнув, верное суждение:
а) При гидролизе карбоната натрия индикатор меняет свою окраску.
б) Гидролизу подвергаются все соли.
в) Гидролиз – это процесс обменного взаимодействия сложных веществ с
водой.
2. Восстановите схему реакции гидролиза, подставив формулы исходного
вещества и одного из продуктов:
… + Н2О
↔
Fe(OH)Cl
2 + …
3. Какому гидролизу подвергается водный раствор сульфита натрия
(Na2SO3)? Подчеркните верный ответ.
а) по катиону;
б) по аниону;
в) не гидролизуется.
З а д а н и е 2. C помощью химических экспериментов убедитесь в
существовании гидролиза солей, попытайтесь дать объяснение проведенным
опытам.1) Как определить растворы гидроксида натрия, хлорида натрия,
карбоната натрия, если они находятся в склянках без этикеток? Cоставьте
план определения веществ в пронумерованных пробирках и поясните результат с
помощью уравнений химических реакций (за помощью обратитесь к таблице
«Качественное определение ионов»).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Действия
Наблюдения
Уравнения реакций,
выводы
2) В трех пробирках (1, 2, 3) находятся растворы хлорида алюминия,
сульфата натрия и карбоната натрия. Не пользуясь другими реактивами,
определите состав каждой пробирки.
План действий:
1) определите способ выполнения задания;
2) обсудите с соседом по парте возможные результаты;
3) запишите предполагаемые уравнения реакций;
4) проведите опыты, подтверждающие вашу гипотезу.
При составлении уравнений гидролиза используйте следующий алгоритм:
1. Запишите уравнение реакции диссоциации
соли
2. Выберите ион слабого основания или
слабой кислоты, взаимодействующий
с водой
3. Запишите уравнение в ионном виде
4. Определите среду раствора
K2S
2 K→
+ + S2–
K2S
2 K→
+ + S2–
2 K+ + S2– + H+OH
Избыток гидроксидионов, среда щелочная
+ + HS– + OH–
2К↔
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Что произойдет, если охладить раствор карбоната натрия или добавить к
нему гидроксид натрия? Проведите опыт и обоснуйте свои заключения с точки
зрения теории химического равновесия.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт.
1) В одну пробирку с раствором меди (II) прилейте раствор гидроксида
натрия, а в другую постепенно – раствор карбоната натрия.
2) Сравните цвет образующихся осадков.
3) Обратите внимание: в одной из пробирок выделяется газ. (Подумайте:
откуда может выделяться этот газ?) Проверьте качественный состав газа
горящей лучинкой.
4) Попробуйте объяснить происходящее явление.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) В медицинской практике раствор питьевой соды (гидрокарбоната натрия)
используют для полоскания при воспалительных заболеваниях горла. Для чего?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Какова роль гидролиза в природе?
_____________________________________________________________________
_________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Почему раствор мыла пенится в воде?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5. Дополнительный проблемный опыт «Взаимодействие
солей щелочных металлов с солями, гидролизующимися по катиону».
К раствору хлорида алюминия прилейте раствор карбоната натрия. Поясните
происходящую реакцию.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________