• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (язы-ковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведче- ской);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Практическое занятие5
Тема: Использование орфоэпического словаря
Цель: 1)закрепить умение пользования словарями, осознавать неразрывную связь русского
языка и русской культуры, бережно относиться к фактам языка и культуры, сознательно
участвовать в нормализаторской деятельности применительно к фактам языка и культуры 2)
Владеть этикетными нормами общения в соответствии с ситуациями общения (формулами речевого
этикета, нормами делового этикета, письменными жанровыми формами)
Порядок выполнения работы:
1 задание: Выберите (устно) слова, в которых правильно поставлено ударение: комбайнёр,
красивейший, кралИсь, кровоточИть, лАцкан, локтём, ломотА, мизантрОпия, мизЕрный,
микроволнОвый, нАчала, некролОг, нормировать, обеспЕчение, обнаружЕние, осведомиться,
ортопЕдия, откУпорить, побас’Онка, портфЕль, прИговор, пригУбить, прИданое, рАкушка,
свеклА, сосредоточение, средствА, статУя, стенография.
2 задание: Выберите правильный вариант произношения слова (словосочетания)
агЕнт Агент; алфАвит алфавИт; анАтом анатОм; апострОф апОстроф;
арбузЫ арбУзы; аргУмент аргумЕнт; ассиметрИя ассимЕтрия; афЕра афёра; бАлованный
балОванный; безУдержный безудЕржный; бомбардировАть бомбардировать; бОчковый
бочковОй; бОязнь боЯзнь; бытиЕ бытиё; гЕнезис генЕзис; дЕньгами деньгАми; диспансЕр
дииспАнсер; добЫча дОбыча; дОгмат догмАт; договорА договОры; допьянА дОпьяна;
духовнИк духОвник; жАлюзи жалюзИ; закУпорить закупОрить; звонИт звОнит; Издревле
издрЕвле; камбалА кАмбала;
катАлог каталОг; каучУк кАучук; квАртал кварт Ал; килогрАммовый
килограммовый; кИрзовый кирзОвый; кОклюш коклЮш; кухОнный кУхонный;мастер массАжа мастер массажА; киломЕтр килОметр; водопровод водопровод; нефтепровод
нефтепровод.
3 задание: Определите [е] или [о] произносится в словах.
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр,
новорожденный, опека, афера, никчемный, острие
4 задание : Определите [е] или [э] произносится в словах.
Шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия, декан, деканат, пресса,
брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, кофе, свитер, резюме, декада,
купейный
5 задание: проведите самопроверку заданий 34,ниже см. правильные ответы:
Ж[о]лоб, ж[о]рнов, ж[о]рдочка, ж[о]лчь, ш[о]рстка, акуш[е]р, гренад[е]р, изд[о]вка,
ман[о]вр, новорожденный, оп[е]ка, аф[е]ра, никч[о]мный, остри[о]. (задание 3)
Шин’ель, фр’енч, юриспруденция, т’ермин, кр’ем, акад’емия, с’ессия, д’екан, д’еканат,
пр’есса, брюн’ет, бут’ерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, коф’е, свитер,
р’езюме, д’екада, куп’ейный.