Практическая работа предназначена для обучающихся 8 класса. В ходе работы закрепляются знания учащихся о признаках химических реакций, отрабатывается умение записывать уравнения химических реакций; совершенствуются экспериментальные умения, умение наблюдать, делать выводы; воспитывается аккуратность и последовательность в работе, бережное отношение к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
Практическая работа №4: «Признаки химических реакций»
Задачи:
1.
закрепить знания учащихся о признаках химических реакций, записывать уравнения
химических реакций;
2. совершенствовать экспериментальные умения, наблюдать, делать выводы;
3. воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к
школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
Мотивация и целеполагание:
«Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое».
Древняя мудрость
Сегодня мы с вами должны закрепить знания о химических реакциях. Учитель
вместе с учащимися определяют цели и задачи урока, используя древнюю мудрость.
Актуализация знаний учащихся:
Тест
Внимание! Верных ответов может быть несколько.
Вариант 1.
1.
Химические явления – это превращения веществ, когда:
а) изменяется агрегатное состояние и форма;
б) изменяется состав вещества;
в) изменяется размер и масса;
г) изменяется цвет.
2.
Химические явления можно условно записать с помощью:
а) физических формул;
б) математических уравнений;
в) химических уравнений;
г) химических знаков.
3.
Коэффициент – это:
а) химический знак;
б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;
в) химическая формула:
г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу.
4.
Укажите признаки химической реакции:
а) изменение цвета;
б) изменение формы и размера;
в) выделение тепла (или света);
г ) образование осадка и газа.5.
Реакция между простым и сложным веществом, как правило, является
реакцией:
а) соединения;
б) замещения;
в) разложения;
г) обмена.
Тест
Внимание! Верных ответов может быть несколько.
Вариант2
1.
Химические явления – это:
а) горение газа;
б) испарение воды;
в) гниение листьев;
г) перегонка нефти.
2.
Химические уравнения составляются на основе:
а) периодического закона Д.И. Менделеева;
б) закона постоянства состава Ж. Пруста;
в) закона сохранения массы веществ М.В. Ломоносова ;
г) закона Авогадро.
3.
Индекс – это:
а) химический знак;
б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;
в) химическая формула;
г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу.
4.
5.
Образование осадка, появление запаха, выделение тепла, света, газа, изменение
цвета – это:
а) превращения веществ;
б) свойства веществ;
в) признаки химических реакций;
г) физические явления.
Реакция, при которой из нескольких веществ образуется новое более сложное
вещество, называется реакцией:
а) соединения;
б) разложения;
в) обмена;
г) замещения.
Выполнение практической работы:
Реактивы: оксид меди (II), серная кислота, мел, соляная кислота, хлорид железа
(III), роданид калия, карбонат натрия, хлорид кальция.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, спиртовка, спички.
Инструкционная карточка
Практическая работа № 4. Признаки химических реакций
Цель: наблюдение признаков химических реакций при проведении опытов
Инструктаж по технике безопасности
Этапы работы
Выполнение
опыта
Наблюдения
Уравнения реакций,
названия продуктов
Выводы
I.
Взаимодействие
оксида меди(II) с
серной кислотой
II.
Взаимодействие
карбоната кальция
(мела) с соляной
кислотой
III.
Взаимодействие
хлорида железа (III)
с роданидом калия
IV.
Взаимодействие
карбоната
натрия
хлоридом
кальция
с
СuО и H2SO4 Наблюдайте
цвет, осадок, газ,
запах, свет или
выделение тепла.
СаСОз и НСl Наблюдайте
цвет, осадок, газ,
запах, свет или
выделение тепла.
Наблюдайте
цвет, осадок, газ,
запах, свет или
выделение тепла.
Наблюдайте
цвет, осадок, газ,
запах, свет или
выделение тепла.
FeCl3 и
KSCN
Na 2CO3 и
СаСl2
Рефлексия и подведение итогов:
Укажите
наблюдаемые
признаки данной
реакции и её
тип.
Укажите
наблюдаемые
признаки данной
реакции и её
тип.
Укажите
наблюдаемые
признаки данной
реакции и её
тип.
Укажите
наблюдаемые
признаки данной
реакции и её
тип.
1. Нарисуйте на одной из ступенек лесенки человечка себя, в зависимости от вашей
активной работы на уроке:2. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце:
+ На уроке всё понятно
? Осталось ощущение, что понятно не все
! Всё было понятно, я смогу сам (а) проводить опыты и наблюдать признаки их
сопровождающие.
Домашнее задание: подготовиться к практической работе №5.