Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"
Оценка 4.6

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
19.02.2017
Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"
1. Организация и осуществление диагностики детей с нарушением зрения. 2. Разработка рекомендаций характера коррекционной работы, на основе выявленных недостатков и отклонений в психическом развитии детей. 3. Прослеживание динамики психического развития детей с нарушениями зрения. 4. Участие в работе педсоветов, методических совещаний, родительских собраний с анализом успехов, трудностей и недостатков в развитии детей с нарушениями зрения. Практическая часть: Используйте лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка: 1. Составьте план беседы с родителями и с ребенком при проведении диагностического обследования. 2. Приведите примеры заданий, игр, упражнений для обследования: моторики; зрительно-моторной координации; высших психических функций; пространственной ориентировки; речи. 3. Проанализировав рекомендуемую литературу и лекционный материал, заполните предполагаемую психолого-педагогическую характеристику на ребенка-дошкольника с нарушением зрения (слепого или слабовидящего – на выбор).
пр 3 - копия.docx
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения лиц по адаптированным основным и специальным индивидуальным программам развития (1080) Дисциплина: Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики Практическое задание 3, модуль 3 Выполнил:  слушатель Ярославцева Г.И. Преподаватель Слюсарская Татьяна Вадимовна Прочитайте лекционный материал модуля 3 и устно ответьте на следующие вопросы: 1. Организация и осуществление диагностики детей с нарушением зрения. Теоретическая часть Основы коррекционной работы тесно связаны с работой тифлопсихолога.  В функции тифлопсихолога входят: ­ организация и осуществление диагностики детей с нарушением зрения; ­   разработка   рекомендаций   характера   коррекционной   работы,   на   основе   выявленных   недостатков   и   отклонений   в психическом развитии детей; ­ личное осуществление психологической помощи детям с нарушениями зрения и контроль за выполнением данных им педагогами рекомендаций в процессе проведения коррекционно­развивающей работы; ­ прослеживание динамики психического развития детей с нарушениями зрения; на основе протоколов обследования детей по различным тестам и методикам фиксирование развития ребенка в "Карте развития ребенка"; ­   участие   в  работе   педсоветов,   методических   совещаний,  родительских   собраний   с  анализом   успехов,  трудностей   и недостатков в развитии детей с нарушениями зрения; ­   консультирование   педагогов   и   родителей   по   осуществлению   индивидуального   и   дифференцированного   подхода   к ребенку с нарушениями зрения. Существуют  общие   психологические  требования,  предъявляемые   к  организации   и  проведению  обследования  детей  с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью   ребенка   в   группе,   на   занятиях,  в   часы   досуга.  Особое   значение   придается   установлению   контакта   с ребёнком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели. К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие: соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка ­ 400­500 лк); ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5 ­ 10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 ­ 20 мин в старшем   дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте);   режим   зрительной   работы   устанавливается   офтальмологом   в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка; смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением; особые требования к наглядности. Основными   требованиями   к   характеру   стимульного   материала   являются   следующие.   Контрастность   предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60­100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном. Стимульный материал должен отвечать ряду условий: пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов; высокий цветовой контраст (80 ­ 95 %); четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др. Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом­офтальмологом. Расстояние   от   глаз   ребенка   до   стимульного   материала   не   должно   превышать   30   ­   33   см,   а   для   слепых   детей   ­   в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50° Угловые размеры изображений ­ в пределах 3 ­ 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В цветовой гамме желательно использовать желто­красно­оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета ­ 0,8­ 1,0. Требования к стимульному материалу и организации диагностической процедуры при обследовании детей с амблиопией и косоглазием следующие: Детям от 2 до 4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0,3 рекомендуется предъявлять изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к предъявляемому фону. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см. Предъявлять можно предметы любых форм   ­   как   плоскостные,   так   и   объемные.   При   этом   объемные   предметы   желательно   предъявлять   не   только   для зрительного, но и для осязательного обследования, которое лучше проводить ближе к полудню. Детям этого же возраста, но с остротой зрения от 0,4 и выше предъявляются разнообразные по цвету тест­объекты с размерами также около 2 см (или меньше). Обследование ребенка можно проводить в любое время дня. Следует помнить, что при сходящемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией ребенку нужны очки для близи. При расходящемся косоглазии и высокой степени миопии также нужны очки для близи, а при миопии средней и слабой степени очки не требуются. Детям   от   5   до   10   лет   с   амблиопией   и   косоглазием   с   визусом   до   3   с   нецентральной,   но   устойчивой   фиксацией рекомендуется предъявлять тест­объекты с размерами более 2 см преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов. Формы объектов обследуются и зрительно, и осязательно. Время проведения эксперимента ­ утро или вечер. Детям в том же возрасте с той же остротой зрения, но с центральной и неустойчивой фиксацией, а также с нецентральной и неустойчивой фиксацией предъявляются тест­объекты тех же цветов, размеров и форм. Однако время проведения обследования желательно назначать ближе к полудню. При обследовании должна учитываться отличительная особенность этой категории детей ­ трудность локализации взора на определенном объекте. Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно­артенирующим   и   одновременным   характером   зрения,   со   сходящимся   косоглазием   можно   предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня. Особенность этой категории детей ­ трудности конвергенции, релаксации (расслабления). У них возникают трудности и с восприятием объемных предметов, а также изображений переднего и заднего плана. Для работы со стимульным материалом в процессе обследования детям необходимы очки для близи и упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль). Детям в возрасте от 5 до 10 лет с той же остротой зрения с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, моноку­ лярно­артенирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня. Рекомендуются очки для близи и упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь). Детям в возрасте от 5 до 10 лет с визусом от 0,4 до 1 при одновременном бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала сопровождается лишь возрастными противопоказаниями. Основной   принцип   адаптации   методик   по   процедуре   исследования   ­   увеличение   времени   экспозиции   стимульного материала. При   анализе   истории   развития   ребенка   следует   обратить   особое   внимание   на   его   социальную   зрелость,   имеющую огромное значение в процессе абилитации. Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности   коммуникации.   В   развитии   детей   с   нарушениями   зрения   коммуникация,   общение   и   речь   играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального   развития.   Важное   значение   в   процессе   исследования   также   занимает   изучение   речи:   оценка   ее выразительности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения. Детям   с   нарушением   зрения   свойственна   меньшая   познавательная   активность.   В   связи   с   этим   в   тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения. Проблема   социализации   в   дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте   у   детей   с   недостатками   зрения   является определяющей   в   их   абилитации.   Именно   отсутствие   таких   качеств,   как   самостоятельность   в   передвижении   и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в школьных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных  процессов, что привело к значительным  успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества ­ вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. Проведение   психологической   диагностики   детей   с   нарушениями   зрения   требует   специальных   методик,   которых,   к сожалению,   мало.   Адаптация   стимульного   материала   при   исследовании   детей   с   нарушениями   зрения   вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от педагога­психолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.. В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме. Разработка рекомендаций характера коррекционной работы, на основе выявленных недостатков и отклонений в психическом развитии детей Индивидуальная карта обследования ребенка Сведения о ребенке Анамнестические данные Данные психолого­ педагогического  обследования Ф.и.о. Дата рождения Особенности раннего  развития Перенесенные заболевания Неврологический статус  Психическое состояние Состояние органов слуха Состояние органов зрения Состояние опорно­ двигательного аппарата Работоспособность  Иванов И.И. 2010 год Роды путем кесарево сечения, задержка нервно­психического развития Операция по устранению грыжи, анемии. В норме 70­09 аденоиды гиперметропия Хран­орхит снижена использует Умение использовать  помощь Навыки самообслуживания Учебная мотивация Особенности поведения Системное недоразвитие речи, обусловленное снижением познавательной деятельности сформированы нейтральная адекватное Логопедическое  обследование Индивидуальная программа развития речи  младшего школьника с СНР 2016_­2017_ учебный год Ф.И. ребенка:______________дата рождения: _______________            Направления и задачи Методы и приемы Специ­ алисты Дина­ мика н.г. к.г. Речевое развитие 1.Формирование правильного  звукопроизношения Формирование полноценных движений и  определенных положений органов артикуляции  для постановки звуков: Артикуляционная гимнастика  в стихах и сказках Заучивание, проговаривание потешек, чистоговорок, коротких текстов, сказок Упражнения на отраженное проговаривание, драматизации, инсценировки Проговаривание   с   похлопыванием   и   простукиванием,   проговаривание   с соответствующей интонацией с опорой на пиктограммы логопед, музыкальный  руководитель учитель 2.Развитие речеслухового внимания и  фонематического восприятия (на материале  правильно произносимых звуков)  Упражнения на дифференциацию детских музыкальных инструментов и звучащих игрушек;   определение     звуков,   не смешиваемых в произношении различных ритмов; дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, выделение заданного звука из слова   направления   звука;   воспроизведение   логопед, музыкальный руководитель учитель 3.Коррекция звукослоговой структуры слов  работа по нормализации ритмической стороны  речи на материале неречевых звуков  (воспроизведение ритмов)  работа над односложными, двусложными словами  со стечением согласных в начале и конце слова Работа над трёхсложными словами без стечения  согласных и со стечением 4. Развитие словарного запаса  формирование предметного словаря по  лексическим темам, формирование глагольного  словаря, введение в речь прилагательных, обозначающих  признаки и качества предметов. обогащение активного словаря наречиями,  обозначающими местонахождение, количество,  оценку действия, ощущения. обучение подбору  антонимов 5.Развитие грамматического строя речи Упражнения в произнесении слоговых рядов, дифференциация длинных и коротких слов, деление слов на слоги и т.д.  Упражнения   на   произнесение   сложных   слов   со   стечением   согласных   сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам в составе словосочетаний и предложений логопед, музыкальный руководитель учитель Создание   ситуаций   для   обогащения   словаря   в   различных   видах   деятельности, опираясь на зрительный анализ ("образ­слово") Рассматривание и называние картинок, муляжей, натуральных предметов, сравнение предметов и явлений природы. Составление предложений с заданным словом. Экспериментальная деятельность, проектная деятельность. Выполнение инструкций. Отгадывание загадок, составление загадок­описаний, ассоциации Совершенствование   оперирования   сенсорными   эталонами   и   овладение соответсвующими словесными понятиями: Грамматические   игры   и   упражнения   в   разных   видах   деятельности   (игра, самообслуживание, конструирование, образовательная деятельность) логопед,  учитель логопед,  учитель развитие понимания устной речи  развитие навыков словоизменения, развитие навыков словообразования распространение предложений путем введения  однородных членов 6. Развитие связной речи  развитие диалогической речи, умения отвечать на вопросы из двух, трех слов составление простых предложений из трех слов по демонстрации действий, по картинкам повторение за взрослым рассказа­описания из 3х  предложений пересказ текста из трех простых предложений составление рассказа из трех предложений о  предмете и по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок Упражнения употребление имен существительных в на косвенных падежах  единственного числа; согласование имен числительных 1,2, 5 с именами существительными; согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.  образование сущ во множественном числе образование уменьшительно­ласкательных форм с суффиксами  ­ик­, ­чик­, ­ечк­,  ­очк­, ­еньк­, ­онок­, ­енок­  изменение форм глагола употребление в речи простых, сложных  предлогов Пересказ   и   составление   рассказов   по   мнемотаблицам,   опорным   сигналам, мнемодорожкам, схемам, графическим моделям. Раскладывание   серии   сюжетных   картинок   в   должной   последовательности, нахождение ошибок в последовательности событий, нахождение лишней картинки в заданной серии. логопед,  учитель 2. Прослеживание динамики психического развития детей с нарушениями зрения. Психолого­педагогическое обследование ребёнка с нарушением зрения Тифлопедагог два раза в год проводит обязательное психолого­педагогическое изучение ребёнка: в сентябре ­ в начале  учебного года, и в мае – в конце учебного года. Диагностические методики рекомендованы Л.А. Дружининой и Л.Б. Осиповой ­  кандидатами педагогических наук,  доцентами кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного  педагогического университета. Результаты обследования позволяют отслеживать  динамику развития ребёнка в течение всего пребывания его в ДОУ,  определять уровень усвоения коррекционной программы для детей с нарушениями зрения по следующим разделам:  развитие зрительного восприятия, пространственная и социально­бытовая ориентировка. Оценивание проводится по трём уровням: 1 уровень – самостоятельное и правильное выполнение задания, при    обследовании зрительного восприятия ­ выполнение заданий зрительным способом;  2  уровень  –  необходима организующая и стимулирующая помощь педагога, возможно допущение 1­2 ошибок, которые  ребёнок не всегда самостоятельно замечает и исправляет; при обследовании зрительного восприятия может  присутствовать практическое «примеривание»; 3 уровень – выполнение заданий методом проб и ошибок, необходима практическая помощь педагога, допущение  ребёнком более  2 ошибок, которые он не замечает и не исправляет даже при организующей помощи педагога, хаотичное  выполнение. Таким образом, на конец 2010 – 2011 учебного года успешность усвоения программного материала детьми с нарушениями зрения составила 96% (положительная динамика 26%). Наиболее успешные параметры: ­ восприятие цвета; ­ восприятие формы; ­ восприятие величины; ­ восприятие пространства; ­ восприятие и воспроизведение сложной формы. Ознакомиться с результатами психолого­педагогического обследования своего ребёнка родители могут  у тифлопедагога  каждую среду с 17.00 до 18.00. Тифлопедагог: Стахеева Ю.Ю. ___________________________________________________________________________________ Лечение детей с нарушениями зрения осуществляют: ­ Ольга Владимировна Шабалина, врач ­ офтальмолог высшей квалификационной категории, со стажем работы по  специальности 25 лет; ­ Фаина Гиниятовна Тухватуллина, медсестра – ортоптистка первой квалификационной категории.          Пролечено в течение 2010­2011 учебного года ­ 31 ребёнок с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие 7,  расходящееся косоглазие 2, миопия 2, астигматизм 11, гиперметропия 7, врождённые аномалии 2). ВЫВОДЫ: повысился показатель выздоровления на 11,6 %, положительная динамика отмечается в 93,54 % случаев, без  перемен 6,46 % (дети с диагнозом миопия – без прогрессирования). Среди детей 6­7 летнего возраста положительная  динамика по зрительным функциям 80 %.  Врач: Шабалина О.В. 3. Участие в работе педсоветов, методических совещаний, родительских собраний с анализом успехов,  трудностей и недостатков в развитии детей с нарушениями зрения. Школьные трудности и проблемы у детей с нарушениями зрения. Как их преодолеть в семье? Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Сегодня я хотела бы рассказать о том, как влияют нарушения зрения на учебно­познавательную и практическую деятельность  учащихся младшего школьного возраста. В ходе учебно­познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом  учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:       низкий уровень развития зрительно­моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; ∙ трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, плохое запоминание конфигурации букв при чтении и соответственно медленный темп, угадывание букв, возвратные  движения глаз; появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и др. низкий уровень овладения навыками письма и чтения; трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении  практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в  пространстве. Недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,  обобщение) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно­познавательную деятельность. Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению  успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться  причиной формирования отрицательных качеств личности. Для того, чтобы преодолеть трудности, возникающие у ребенка с нарушениями зрения, необходимо наличие «домашнего  педагогического процесса». Эффективность домашнего педагогического процесса во многом определяется пониманием родителями своей роли в процессе реабилитации ребенка с нарушениями зрения, наличием знаний о зрительном диагнозе ребенка, о имеющихся трудностях,  возникающих у ученика в процессе реализации учебно­педагогической и практической деятельности. Именно в условиях семейного воспитания знания ребенка совершенствуется в условиях свободной, а не специально  организованной деятельности, что дает детям возможность упражняться в свободном оперировании накопленными умениями. Необходимо иметь в виду, что важнейшими условиями эффективности домашнего педагогического процесса являются:  последовательность и комплексность, сочетание не только мыслительной, но и зрительной нагрузки, создание  доброжелательной обстановки, использование игровых, соревновательных ситуаций. Ранее были отмечены трудности при обучении детей с нарушениями с зрения чтению. Вашему вниманию мне хотелось бы предложить приемы, способствующие развитию навыка чтения у детей и соблюдению  охранительного режима зрения. Для начала предупредим ошибки родителей при привитии любви к чтению у ребенка. Рассмотрим ситуацию: Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не  прочитаешь, из­за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает ребенок, ему необходимо большое  количество времени, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Родители допускают здесь очень серьезную педагогическую  ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя  порциями по 5­8 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час­два еще одна  порция. Перед сном еще одна порция. Так как же привить ребенку любовь к чтению, повысить навык чтения? Рассмотрим некоторые приемы.  Чтение согласных Ребенок делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ Затем, используя ту же таблицу, читает согласные с какой­нибудь гласной. Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].  “Бросок – засечка” Выполняя данное упражнение, ребенок развивает зрительное умение ориентироваться в тексте. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка”  читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По  команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.  Корректировка деформированных предложений Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. При восстановлении деформированных предложений  предложите ему освоить тайны магии и снять чары с предложения. Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке Нередко у детей с нарушениями зрения наблюдается сужение поля зрения. Для расширения поля зрения предлагаю  использовать  Лесенки слогов  Лото из слогов Однако, хочется отметить, что не все дети с нарушениями зрения имеют низкую технику чтения. Многие дети читают быстро, но, к сожалению, допускают ошибки. В этом случае я предлагаю вам прибегнуть к помощи "окошечка", у которого прорезь должна находиться слева. Таким  образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с  возможностями ребенка. Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете "окошечко". Поняв направленность и необходимость ваших действий,  он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля. Объяснение может быть представлено следующим образом: Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из­за спешки не случалось так много ошибок.  Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим  слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко ­ и в нем появятся новые слова. Так  постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.  Со скоростью молнии" Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на  правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но  постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. Объясните ребенку «Со скоростью молнии» ­ значит "очень быстро". Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как  только я скажу: "Молния", ­ читай быстро­быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.  Возьми друга на буксир. Спросите у ребенка знакомо ли ему выражение "взять на буксир"? Объясните, что оно означает "оказывать поддержку,  помощь". Затем начните читать текст, предложив ребенку следить глазами за тем, как вы это делаете, стараясь не отставать. Как только  вы останавливаетесь, пусть берёт вас на буксир ­ продолжает чтение сам. Теперь уже родители будут следить глазами и, как  только ребенок остановится, возьмете его на буксир. Примечание для родителей. Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе  вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем ­ ребенок должен  перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию "буксира" ребенку,  постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае ­ развивать у него навык  скоростного чтения. Далее вашему вниманию будут представлены задания, которые часто встречаются в журналах для детей. Эти задания так же  направлены на развитие зрительного внимания, мышления, развитие навыка чтения.  Коврики из слов  Найди слова  Ребусы Нарушения зрения так же оказывают негативное влияние и на усвоение программного материала по русскому языку Недостатки зрительно – пространственного восприятия приводят к трудностям формирования зрительного образа буквы:  нарушению соотношения элементов, спутыванию сходных по конфигурации букв, написание лишних элементов или не  дописыванию элементов букв. При изучение буквы необходимо закрепить устойчивую связь между зрительным образом буквы и ее названием. Закреплению зрительного образа букв способствуют следующие приемы:  Знакомство с буквами через игровые приемы для создания зрительного образа буквы (стихи, загадки, буквы – позы,  буквы ­ пальцы);  Буквы из наждачной бумаги, опознание с закрытыми глазами.  Способность узнавать буквы независимо от пространственного положения, затрудняющего фактора (“помехи”).  Опознание букв, написанных разным шрифтом;  Игра “Составь букву” (из двух половинок);  Выкладывание букв из мозаики, конструктора, палочек, косточек;  «Буквы­ островки» Из воды торчат буквы­островки. По ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все островки надёжные.  Некоторые из них переворачиваются. Если торчащий из воды островок и его зеркальное отражение образуют букву – это  надёжный остров, если нет – на него не надо наступать.  « Помоги буквам занять свои места». Центр: буквы, которые “смотрят” прямо (буквы у которых есть ось симметрии) А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Ш, Х. Правые: буквы, которые “смотрят” вправо. Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Ц, Щ, Ь, Ъ, Ы, Ю. Левые: буквы, которые “смотрят” влево. У, З, Э, Я, Ч.  Дети с нарушениями зрения при письме быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными,  не всегда получается правильное написание букв, часто теряется рабочая строка. Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость  двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги. Здесь помогут упражнения на повышение мышечного тонуса, развитие мелкой моторики  Пальчиковые игры  Лепка букв из пластилина;  Штриховка букв, раскрашивание;  Вышивание букв. Для развития зрительной памяти, отработки орфографической зоркости можно использовать игру « День и ночь» читаем, обсуждаем, называем орфограммы «ночь» ­ закрываются некоторые слова; «день» – прочитать стихотворение, восстановив все слова «ночь» ­ еще закрываются слова; «день» ­ опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова попутно обсуждаются и орфограммы, лексическое значение слов и морфология      можно вернуться к начальной форме и провести списывание или письмо по памяти; разобрать по составу слова Трудности у детей возникают при запоминании словарных слов. Ученые­психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука  зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это  слово, чтобы ликвидировать ошибку. Для прочного запоминания словарных слов советую, те слова, в которых ребенок часто допускает ошибки, написать, выделить непроверяемую гласную и разместить на кухне, в детской. Для того, чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю предложить ребенку выписывать  из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное  списывание». В течение 5­10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из  прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Рассмотрим приемы, облегчающие усвоение программного материала по математике. Основной проблемой всегда является решение арифметических задач. Для успешного решения задач необходимо корригировать предметно­практическую деятельность учащихся с раздаточным  материалом, научить их читать рисунки, самостоятельно иллюстрировать ситуации текстовых задач с помощью счетного  материала, рисунков, схем; параллельно следует проводить словарную работу, наполняя слова чувственным опытом. Приведу пример решения задачи детьми «В двух одинаковых банках 6 литров молока, что в 5 раз меньше, чем в бидоне.  Сколько литров молока было в бидоне?» Данная задача вызвала большие затруднения, дети давали совершенно неадекватные ответы, свидетельствовавшие о неверном  толковании условия задачи. Чаще всего умножали 6 на 5 и получали в ответе 30 литров молока в бидоне, т.е. они неверно  оперировали числовыми данными задачи. Для преодоления встретившегося затруднения детям было предложено проиллюстрировать задачу. Оказалось, что уже самого общего рисунка было достаточно для того, чтобы все учащиеся справились с задачей самостоятельно. Прием иллюстрирования задач в процессе обучения школьников с нарушением зрения важен еще и тем, что позволяет быстро  получить информацию о том, механически или вполне осознанно ученик повторил условие предложенной задачи. Решая с ребенком задачи, родители видят пробелы в понимании детьми различных жизненных ситуаций, значений отдельных  слов, что дает вам возможность своевременно провести конкретную коррекционную работу. Пробелы в житейских знаниях учащихся особенно отчетливо проявляются при самостоятельном составлении ими задач. Вот  некоторые примеры: «Мама купила сначала 3 кг сливочного масла, а потом еще 2 кг. В ходе беседы с ребенком, выясняем, что количество покупаемого масла зависит от состава семьи, ее меню, но хозяйки обычно покупают не более 1 кг и т.п. или «За 2  часа велосипедист проехал 100 км. Какова скорость велосипедиста?». При анализе условия задач, поясните ребенку, что скорость велосипедиста не может составлять 50 км в час (так как даже на  велогонках скорость велосипедистов не превышает 45 км в час) Другой пример. Решая задачу, дети получили ответ: «На одно платье пошло 9 метров». В подобных случаях не следует  спешить объявлять, что задача решена неверно. Лучше (полезнее) провести беседу, в ходе которой учащиеся уточнят, а  некоторые получат первые представления о том, сколько метров ткани идет на платье для девочки и для взрослой женщины.  Следует рассказать детям, от чего зависит расход ткани в метрах: от ширины ткани, длины платья, его фасона. Достоинством математики является то, что процесс ее изучения можно органически сочетать с воспитанием у учащихся  внимания, памяти, настойчивости, самоконтроля; умения планировать свою работу, анализировать учебную задачу  (расчленять ее на части, выделять существенное, устанавливать взаимосвязь частей, продумывать и составлять план решения);  умения находить различные способы выполнения задания, сравнивать их между собой и выбирать из них наиболее рациональный; умения кратко выражать свои мысли. Все перечисленные качества несомненно могут оказаться полезными в  самостоятельной жизни для любого человека, а для детей с нарушением зрения они просто необходимы и бесценны. И в заключение своего выступления хочется отметить, главное в оказании помощи детям с нарушениями зрения  "готовых” знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и формирование способов их приобретения, т. е. научение  думать. Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское "почему” можно ответить по­разному.  Например, на вопрос ребенка: "Куда исчезает снег весной?” можно подробно рассказать о том, что весной пригревает  солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на  вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает, как тает снег в тепле, подумает, куда  исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны дополнить лишь его знания, недостаток  зрительных представлений. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и  зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые  вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит  справиться. Удачи! ─  не дача  Используйте лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка: Практическая часть: 1. Составьте план беседы с родителями и с ребенком при проведении диагностического обследования. Особенности организации диагностического обследования, коррекционной работы по преодолению вторичных нарушений при зрительном дефекте. 1. План беседы с родителями и с ребенком при проведении диагностического обследования. 1. План беседы с родителями при диагностическом обследовании:  В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?  Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения?  Предполагаемые причины нарушения зрения?  От какой беременности ребенок?  Как протекала беременность? Роды?  Ребенок родился в срок? Или недоношен?  Какие тяжелые болезни перенес ребенок?  Как проходило развитие ребенка до года?  Когда начал сидеть, стоять, ползать, ходить?  Как развивалось речевое развитие? (первые слова, когда мог сказать предложение из двух слов?)  Когда научился брать руками и есть маленькие кусочки пищи?  Самостоятельно держать кружку и пить из нее?  Самостоятельно есть ложкой из тарелки?  Какие у вас отношения в семье?  Чье мнение для ребенка является наиболее важным, с кем чаще играет?  Какие необычные особенности в поведении ребенка вы замечали?  Совершает какие­либо навязчивые движения или действия?  В какой помощи, на ваш взгляд, нуждается ребенок? План беседы с ребенком при диагностическом обследовании:  Как тебя зовут?   Сколько тебе лет?  Ты девочка или мальчик?  Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей?  Как зовут твоих маму, папу, бабушку, сестру и т.д.?  Твоя сестра (брат) старше, младше тебя?  Сейчас утро или вечер?  Ты любишь рисовать?   Какого цвета этот карандаш?  Нарисуй дерево, домик, себя  Сколько у тебя пальцев на руке? (покажи один – много, покажи два пальчика, три пальчика)  Сколько глаз у куклы? У тебя?  Покажи части тела на кукле, на себе  Что делают карандашом, вилкой, веником, полотенцем, пылесосом и т. д.?  Каких ты знаешь животных, птиц?  Какие знаешь деревья, цветы?  Кто больше: корова или коза?  У кого больше ног у собаки или петуха?   Какие знаешь овощи, фрукты? Назови времена гола, части суток. Какое время года нравится тебе больше всего, почему?  Когда ты встаешь? Когда ложишься спать?  Какая у тебя любимая игрушка? Расскажи про нее.  Покажи левую, правую руку (ногу) у себя  Покажи левую, правую (ногу) у меня  Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз  Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, вверху, внизу  Что это? (демонстрация реальных предметов, муляжей, рисунков, контурные, силуэтные, зашумленные изображения предметов)  Какого цвета кубик? Найди кубик такого же цвета.  Какая это фигура? Найди предмет похожий на эту фигуру. 2. Приведите примеры заданий, игр, упражнений для обследования: моторики; зрительно­моторной  координации; высших психических функций; пространственной ориентировки; речи. 2. Примеры заданий, игр, упражнений для обследования: моторики; зрительно­моторной координации; высших  психических функций; пространственной ориентировки; речи. Общая моторика: 1. Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске. 2. Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс. 3. Прыгать на двух ногах и на каждой. 4. Впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него. 5. Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с  увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения). 6. Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед. 7. Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке. Мелкая моторика: 1. Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные,  параллельные, фигуры (формы). 2. Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без  опоры на нее. 3. «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки. 4. То же, соединяя поочередно большой палец с остальными. 5. «Заяц», «Коза», «Три богатыря», «Солдатики». 6. «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало. 7. «Поймать рыбку в пруду» (удочками).  Зрительно моторная координация: 1. Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой. 2. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру. 3. Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.). 4. ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру. 5. прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.). Высшие психические функции. 1) восприятие: 1. Дорисовать фигуры. 2. Собрать разрезную картинку. 3. Найти спрятанные предметы. 4. «Что перепутал художник». 5. «Чего не хватает на картинке?» 2) память:                                              1. «Узнай фигуры» (Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку). 2. «Запомни картинки» (нужно запомнить предлагаемые картинки, а затем узнать их на другой карточке, где нужные картинки  перемешаны с другими). 3) внимание: 1. «Какой картинки не стало?» 2. «Что изменилось?» 4) мышление: 1. «Что произошло» (предлагаются картинки со скрытым смыслом: «Разбитая чашка», «Разбитое окно»). 2. «Нелепицы». 3. Задания на нахождение предметов, объединенных одним признаком (обобщения). 4. «Четвертый лишний». Пространственная ориентировка: 1. «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги), справа и слева (руки)». 2. «Покажи переднюю (заднюю), врхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны игрушки». 3. «Узнай, где звучит игрушка». 4. «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)». 5. «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа». 6. «Поставь игрушку в шкаф (как отмечено на схеме шкафа)». 7. «Какая это рука (нога)?» 8. «В какую сторону едет машина?» Речь: 1. Выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением. «Ответь на вопрос полным предложением»  (сюжетная картинка). 2. Составление рассказа­описания предмета по плану. Например: «Составь рассказ о… (домашнем животном)». 3. Название животного. 4. Внешний вид. 5. Повадки. 6. Чем питается. 7. Какую пользу приносит. 8. Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Разложи картинки по порядку, придумай рассказ». 9. Выявление умения образовывать слова с помощью уменьшительно­ласкательных суффиксов «Назови ласково». 10. Согласование числительного с существительным. Например: «Посчитай письма (от 1 до 5)». 3. Проанализировав рекомендуемую литературу и лекционный материал, заполните предполагаемую  психолого­педагогическую характеристику на ребенка­дошкольника с нарушением зрения (слепого или  слабовидящего – на выбор). психолого­педагогическая характеристика на ребенка­дошкольника с нарушением зрения (слабовидящего)  Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем) Знает сведения о себе, о родственных связях.  Понимает закономерности развития животных и растений, установлением последовательности в смене времен года и др. с точностью доступных возрасту представлений. Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду средний Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности Испытывает трудности в освоении учебного материала, работает при помощи воспитателя. Испытывает трудности при ориентировке в пространстве, низкая двигательная активность, нечеткая координация движений. Снижен темп выполнения заданий. Характеристика высших психических функций Особенности восприятия (зрительного и слухового) Неточность, недифференцированность. Мелкие детали изображений плохо воспринимаются. Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного)  С трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости Неустойчивое, легкой концентрации, переключается с трудом. Особенности наглядно­действенного и наглядно­образного мышления, элементов логического мышления Вязкое, обстоятельное. Преобладает наглядно­образное мышление, процессы мышления затруднены. Уровень развития эмоционально­волевой сферы Особенности проявления эмоций и чувств Эмоционально­волевая сфера относительно устойчива. Мимика вялая.  Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин) Подавленное, устойчивое. Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность,  слабость волевого напряжения и др.)  Развиты слабо. Особенности характера и поведения ребенка Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке) легко вступает в контакт Спокойный или беспокойный спокойный Конфликтный в поведении в процессе общения со сверстниками, взрослыми бесконфликтный Добрый, ласковый добрый Аккуратный или неряшливый аккуратный Состояние общей и мелкой моторики  С   трудом   воспроизводит   предложенные   движения,   затруднена   манипуляция   различными   мелкими Развитие двигательных функций ребенка предметами.  Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. Движения неловки, медлительны. Тип ведущей руки Правая Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) Навыками самообслуживания владеет. Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм) Диалог понимает, связная речь опросно­ответная. Состояние речи ребенка Экспрессивная   сторона   речи   (общее   звучание   речи:   внятность,   темп,   ритм,   интонационная   выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения Речь разборчива, употребляет простые предложения, отвечает предложениями и фразами. Словарный запас в пределах обихода. Основные направления коррекционной работы ­ коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей зрительной ориентации. ­развитие сенсорной сферы детей  и социальной адаптации. ­коррекция впф. ­ требуется специальная работа по коррекции речи

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"

Практическая работа "Психология лиц с нарушением зрения, основы тифлопедагогики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017