Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
«Решение экспериментальных задач» (инструкция к работе)
Практическая работа
В а р и а н т I
Ц е л ь : учиться проводить химические эксперименты по плану,
экспериментальным путем различать вещества, характеризовать их свойства,
анализировать результаты и оформлять отчет.
Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами
без изучения инструкции.
О п ы т 1. Химическая разминка.
1. В двух пробирках находятся растворы гидроксида натрия и серной
кислоты. Подумайте, как различить их, не проводя химических опытов, и
осуществите необходимые действия.
2. Отметьте признаки наблюдаемых явлений.
О п ы т 2. Химическая загадка.
1. В аптечке стерлись надписи на склянках с растворами борной кислоты
(Н3BO3) и гидрокарбоната натрия (NaHCO3). Подумайте, как помочь лаборанту
восстановить надписи.
2. Проведите соответствующие опыты и составьте уравнения химических
реакций. Отметьте признаки наблюдаемых явлений.
О п ы т 3. Химическая задача.
Ученик проводил опыты с медным купоросом (CuSO4
∙ 5H2O) –
кристаллическим порошком голубого цвета. Он растворил порцию соли в воде и
добавил раствор гидроксида натрия. Образовался осадок, который ученик после
отделения растворил в серной кислоте, а затем выпарил, получив вещество
белого цвета.
Проведите описанные действия, запишите уравнения реакций и сделайте
вывод, какое вещество получилось в итоге эксперимента.ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите цели практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Запишите уравнения соответствующих реакций и отметьте их
предполагаемые признаки.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического
эксперимента.
8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Уравнения реакций
9. Запишите выводы о химических свойствах исследованных классов
веществ.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________В а р и а н т II
Ц е л ь :
учиться проводить химические эксперименты по плану,
экспериментальным путем различать вещества, характеризовать их свойства,
анализировать результаты и оформлять отчет.
Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами
без изучения инструкции.
О п ы т 1. Химическая разминка.
1. В двух пробирках находятся растворы сульфата железа (II) и сульфата
алюминия. Подумайте, как различить их, и осуществите необходимые действия.
2. Отметьте признаки наблюдаемых явлений и составьте уравнения реакций.
О п ы т 2. Химическая загадка.
1. В склянках без этикеток находятся растворы, предположительно
гидроксида калия и фенолфталеина. Подумайте, как можно отличить эти
растворы, чтобы восстановить этикетки.
2. Проведите соответствующие действия. Отметьте признаки наблюдаемых
явлений.
О п ы т 3. Химическая задача.
Ученик проводил опыты с оксидом меди (II). Он растворил порцию оксида в
соляной кислоте, затем разделил раствор на две части и к одной добавил раствор
гидроксида натрия, а к другой – раствор нитрата серебра. В обоих случаях
образовался осадок.
Проведите описанные действия, запишите ваши наблюдения, составьте
уравнения реакций и сделайте вывод, какие вещества получил ученик в итоге
опытов.ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите цели практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Запишите уравнения соответствующих реакций и отметьте их
предполагаемые признаки.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического
эксперимента.
8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Уравнения реакций
9. Запишите выводы о химических свойствах исследованных классов
веществ.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________