ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
Оценка 4.6

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
обществознание
Взрослым
03.04.2017
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
Публикация является частью публикации:
8-а.docx
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» Л. Л.А. Алексеева директор ГУ «Луганская  школа I­III ступеней №3 », учитель истории,  учитель –методист, старший учитель. Актуальность выбора темы определяется Во-первых, сложным периодом нашего общества ,так как на первый план выдвигаются проблемы подготовки человека к сознательному участию в жизни молодой Республики, готовности к самостоятельному жизненному выбору. «Нашей Республике нужны люди, которые будут работать не для себя, а для всех, понимая, что они отдают больше, чем получают, – сказал, обращаясь к молодежи, глава Луганской Народной Республики Игорь Венедиктович Плотницкий. Во-вторых, во всех развитых странах основные цели обучения ребёнка формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Во Временных государственных стандартах значительное внимание уделено участию учеников в учебно – проектной деятельности. Объектом исследования работы является учебный общеобразовательный процесс на уроках обществознания в 6-11 классах Предмет исследования: становление личности учащегося в духе уважительного и компетентного отношения к проблемам. Цель работы: организация учебного процесса на уроках обществознания основной школы, направленного на социализацию подростка , которая проявляется в признании общечеловеческих гуманистических ценностей и реальной готовности к толерантному поведению в социуме. Задачи исследования: 1.Характеристика новообразований подросткового возраста с целью их учета для активизации процесса социализации подростка 1.Характеристика эффективных приемов и методов для формирования норм толерантного сознания учащихся, определяющих устойчивость их поведения в различных жизненных ситуациях. И обоснование эффективности предлагаемых приемов, применяемых учителем на уроках обществознания Привитие обучающимся умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия. Я выдвигаю гипотезу: Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности подростка, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности и активизируют процесс социализации,т.е. включения подростка во взрослую жизнь. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, которая знакома и важна ребенку. Учитель может подсказать ребенку новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло, чтобы ребенок мог самостоятельно заняться поиском, пробудить интерес учащихся к определенным проблемам, и через осуществление проекта решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний. В подтверждение вышесказанного приведу Итоги исследовании оценки ребятами практической значимости предмета обществознания для (обратите внимание на таблицу).Из 70 респондентов на вопрос о значимости предмета 66 ответили «да, нужен для жизни» и 4 –не пригодится Приведу общую характеристику учебного предмета «Обществознание». «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология). «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Отбор учебного материала для основной школы осуществляется с учетом возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—9 классов, особенностей данного. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 кл.) связанный с проблемами социализации младших подростков,посвящен актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы раскрываются через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости в трёх темах курса «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни». Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Тема 1. «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Тема 2. «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы . В 8 классе предложены четыре темы. Тема 1. «Личность и общество» вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Тема 2. «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема3. «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Тема4. «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема1. «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», вводит учащихся в сложный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Одной из задач предмета выступает создание иммунитета у учеников и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения, а это:  связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.  Развитию у учащихся 6-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. принимать самостоятельные аргументированные решения; научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применением проблемно-диалоговой технологии, технологии организации групповой деятельности, проектной технологии. Как отмечала доктор педагогических наук, профессор Евгения Семеновна Полат, «… проектный метод позволяет: • • обоснованные выводы; • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.» Программа Обществознания предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности. Для учащихся 6-9 классов предложены авторами программы двадцать две темы проектных работ ( на слайде тематика проектов) : 1.Особенности познания человеком мира и самого себя. 2. Человек как в зеркало смотрится в другого человека.( сравнить себя и свои качества с другими людьми). 3. Потребности людей с ограниченными возможностями. 4. Твоя формула успеха. 5. Конструктивное разрешение конфликта. 6. Различные типы темперамента - возможно ли ужиться в классе . 7. Социальный портрет моего сверстника. 8. Знай свои права (пособие для подростка). 9. Защита правопорядка. 10. Молодой человек на рынке труда.( Как найти достойную работу?) 11. Бизнес (иллюстрированный словарь). 12. Как работает современный рынок. 13. Здоровый образ жизни. 14. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность. 15. Мой город – город для всех. 16. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. 17. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?) 18. Человек долга – кто он, каков он? 19. Свободное время школьника. 20. Социальный портрет моего сверстника. 21. Знай свои права (пособие для подростков). 22. Защита правопорядка. Чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, ему нужно поставить перед собой и решить очень важную для него проблему. Внешний результат можно увидеть, применить на практике. Внутренний результат дает приобретение опыта , соединение в себе знания и умения. В работе над проектом по обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов - «пять П»: - Постановка проблемы; - Планирование – определение задач и пути их решения; - Поиск и обработка информации; - Получение результатов; - Публичное представление результатов проекта. Из этого перечня мы видим, что выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа. Проектная технологи в процессе обучения позволяет: развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников; • решать информационные задачи; • организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; • создавать комфортные условия обучения; • активизировать мыслительную деятельность школьников; • снимать нервную нагрузку (релаксация). На уроках мы выполняем мини-проекты, темы которых учитывают наши возрастные особенности. Обратите внимание на таблицу (в таблице указан возрастной период учащихся основной школы-это подростковый возраст. В подростковом возрасте появляются психологические новообразования «позитивные» : «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых и негативные- • Повышенная возбудимость, • Вспыльчивость, • Раздражительность, • Склонность к аффектам снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. позитивныке появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых негативные Происходит нарушения со стороны нервной системы: • Повышенная возбудимость, • Вспыльчивость, • Раздражительност ь, • Склонность к аффектам снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях Мини-проекты, направленные на социализацию 6 КЛАСС Учимся узнавать и оценивать себя. Правила режима дня. Золотые правила общения. Правила поведения в ситуации конфликта. -Разработка рекламы -Планирование семейного бюджета 8 КЛАСС Продовольственная корзина семьи 9 КЛАСС 7 КЛАСС Учитывая перечисленные особенности подросткового периода , учителем были предложены для выполнения на уроке следующие проекты: 6 класс-Учимся узнавать и оценивать себя. Составляем Правила режима дня. Вырабатываем Золотые правила общения. Учимся выбирать профессию. Правила поведения в ситуации конфликта. 7 класс- Кто является патриотом своего Отечества. Учимся защищать свои права. Трудовые традиции моей семьи. Разработка рекламы. Составление бюджета своей семьи. 8 класс-Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Продовольственная корзина семьи 9 класс-Учимся участвовать в жизни гражданского общества. Единство прав и обязанностей. Учимся устраиваться на работу. Возрастной период Психологическое новообразование «-» «+» Подростков ый возраст Особое место в проектной работе занимают проекты III. Заключение Специфика предмета обществознания заключается именно в том, что любая тема – это бесконечное моделирование ситуаций, человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной и внешкольной деятельности. В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Мне, как ученице 8 класса, проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, и формировать свою самостоятельность, свою гражданина свою гражданственность. Ожидаемые результаты от усвоения программы предмета Обществознания 1.Освоение учащимися разных социальных ролей 2.Активное участие молодёжи в общественной жизни. 3.Участие в социальных проектах. Наша школа-школа строящая общественно-активные отношения с соседским сообществом. Учителями был проведен опрос о том, что хотелось изменить в районе, где ты проживаешь. Благодаря возможности участвовать в этой конференции призываю поддержать инициативу проведения социального проекта «Общественной остановке- новую жизнь», в ходе которого -привести в порядок остановку; -найти партнеров по формированию материальных ресурсов для покраски остановки. Применение проектной технологии В НАШЕЙ ЖИЗНИ позволяет привести нас, подростков, к успеху, дать нам возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным. Замечательный ученый Бердяев говорил « Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнёте свой ум, свою живую мысль».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017