Практические материалы из опыта работы "Проектная деятельность"
Оценка 4.9

Практические материалы из опыта работы "Проектная деятельность"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—4 кл
28.02.2024
Практические материалы из опыта работы "Проектная деятельность"
Как начинать в 1 классе готовить детей к проектной деятельности и с чего начинать.
проектная деятельность .docx

 

Проектная  деятельность обучающихся начальных классов

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился учиться».

А. Тоффлер

 

    Тема «Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».

   Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы, педагоги должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.  

     Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности обучающихся, однако, начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

   Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителем. В основном, они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью деятельности сначала является углубление знаний по вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.

   В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы, например:

· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб.

· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев.

· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь».

  В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

 

 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

  Рекомендует источники       получения информации

 

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика.

Несёт ответственность за свою деятельность        

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

 

 

   Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить  самые важные из них:

-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и городской библиотек, жителями города, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).

    Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействовать его развитию творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

    Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Проектный метод направлен на:

· развитие критического мышления;

· развитие творческого мышления;

· умение работать с информацией;

· умение работать в коллективе;

· овладение культурой коммуникации.

   Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

    Действия родителей могут быть такими:

-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации);

-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет);

-обеспечить самостоятельность школьнику;

-активно участвовать в наблюдении за каждым этапом проектной деятельности.   

   Поэтому, мы, учителя, обязательно должны информировать о проекте родителей.

Подготовительная работа над проектом начинается на первом родительском собрании в 1-м классе, где учитель знакомит родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они есть главными помощниками.

В своей работе, на данном этапе, использую краткосрочные проекты, (мини-проекты),  т.е. проекты, выполненные детьми  в рамках урока.

Рассмотрим создание «продукта» проектно-исследовательской деятельности на конкретном примере.

Работа над проектом по изготовлению афиши на уроке изобразительного искусства, 2 класс. Работа в парах.

1-й этап – выбор темы, планирование работы над проектом.

Детям предлагаются следующие темы:

·             Афиша спектакля

·             Афиша мультфильма

·             Афиша цирка

Также дети могут использовать свои варианты тем.

2-й этап – после того как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.

3-й этап – работают над самим «продуктом», рисуют

4-й этап – защита работ в классе

5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.

    Одним из самых больших проектов был  проект, посвященный Великой Победе. Каждый из детей, чьи родственники  принимали участие в ВОВ, подготовили сообщения, затем в классе мы оформили Стену памяти «Помним, гордимся».

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем «фундамент” всего дальнейшего обучения. На практике убеждаюсь в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию метапредметных умений и навыков.

Памятка работы над проектом

План подготовки проекта

1.         Выбери один из предложенных проектов или придумай свой.

2.         Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.

3.         Продумай этапы деятельности.

4.         Решите, кто и за что будет отвечать.

5.         Выясните, что нужно подготовить заранее.

6.         Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

 

 

 

 

           

 

           

 


 

Проектная деятельность обучающихся начальных классов «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»

Проектная деятельность обучающихся начальных классов «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности обучающихся, однако, начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности обучающихся, однако, начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно

Определяет цель деятельности

Определяет цель деятельности

Исходные теоретические позиции проектного обучения: · в центре внимания - ученик, содействовать его развитию творческих способностей; · образовательный процесс строится не в логике учебного предмета,…

Исходные теоретические позиции проектного обучения: · в центре внимания - ученик, содействовать его развитию творческих способностей; · образовательный процесс строится не в логике учебного предмета,…

Интернет); -обеспечить самостоятельность школьнику; -активно участвовать в наблюдении за каждым этапом проектной деятельности

Интернет); -обеспечить самостоятельность школьнику; -активно участвовать в наблюдении за каждым этапом проектной деятельности

Одним из самых больших проектов был проект, посвященный

Одним из самых больших проектов был проект, посвященный

Практические материалы из опыта работы "Проектная деятельность"

Практические материалы из опыта работы "Проектная деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2024