Проектная деятельность обучающихся начальных классов
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился учиться».
А. Тоффлер
Тема «Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы, педагоги должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности обучающихся, однако, начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителем. В основном, они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью деятельности сначала является углубление знаний по вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы, например:
· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб.
· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев.
· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь».
В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности |
Рекомендует источники получения информации
|
Экспериментирует |
Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности |
Партнёр ученика. |
Несёт ответственность за свою деятельность |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
|
Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить самые важные из них:
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и городской библиотек, жителями города, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
· в центре внимания - ученик, содействовать его развитию творческих способностей;
· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на:
· развитие критического мышления;
· развитие творческого мышления;
· умение работать с информацией;
· умение работать в коллективе;
· овладение культурой коммуникации.
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации);
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет);
-обеспечить самостоятельность школьнику;
-активно участвовать в наблюдении за каждым этапом проектной деятельности.
Поэтому, мы, учителя, обязательно должны информировать о проекте родителей.
Подготовительная работа над проектом начинается на первом родительском собрании в 1-м классе, где учитель знакомит родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они есть главными помощниками.
В своей работе, на данном этапе, использую краткосрочные проекты, (мини-проекты), т.е. проекты, выполненные детьми в рамках урока.
Рассмотрим создание «продукта» проектно-исследовательской деятельности на конкретном примере.
Работа над проектом по изготовлению афиши на уроке изобразительного искусства, 2 класс. Работа в парах.
1-й этап – выбор темы, планирование работы над проектом.
Детям предлагаются следующие темы:
· Афиша спектакля
· Афиша мультфильма
· Афиша цирка
Также дети могут использовать свои варианты тем.
2-й этап – после того как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.
3-й этап – работают над самим «продуктом», рисуют
4-й этап – защита работ в классе
5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Одним из самых больших проектов был проект, посвященный Великой Победе. Каждый из детей, чьи родственники принимали участие в ВОВ, подготовили сообщения, затем в классе мы оформили Стену памяти «Помним, гордимся».
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем «фундамент” всего дальнейшего обучения. На практике убеждаюсь в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию метапредметных умений и навыков.
Памятка работы над проектом
План подготовки проекта
1. Выбери один из предложенных проектов или придумай свой.
2. Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
3. Продумай этапы деятельности.
4. Решите, кто и за что будет отвечать.
5. Выясните, что нужно подготовить заранее.
6. Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.