Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.
Оценка 4.7

Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.

Оценка 4.7
Семинары
docx
английский язык
Взрослым
15.06.2023
Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся  на уроках иностранного языка.
Что такое функциональная грамотность? ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность - это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение в нестандартной ситуации.
Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся..docx

Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

на уроках иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель РМО учителей иностранных языков Еськова Е.Л.

 

 

 

2023 год

 

 

 

 

Что такое функциональная грамотность?

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ –

это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность - это умение эффективно действовать в условиях неопределённости.

Ее можно определить как «повседневную мудрость».

К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение в нестандартной ситуации.

 

 

 

1. Почему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни?

Дело в том, что модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 

2. Зачем нужна функциональная грамотность? 

На самом же деле в мире происходят глобальные процессы, и мир кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Рассмотрим причины для необходимых изменений.

- Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности решения проблем, но они же создают разрушительные перемены во всех сферах экономики.

- Инновации в науке и технике. Создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что есть человеческое?».

- Финансовые изменения. С появлением глобальной экономики, возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.

- Социальные изменения. На планете продолжает расти, миграция, урбанизация. Культурное, национальное многообразие меняет сообщества, страны и их культуру. Увеличивается неравенство. Никто не знает, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются современным школьникам для построения своего будущего.

Но для укрепления их позиции в будущем школа должна обучить их функциональной грамотности.

 

3. Президент Российской Федерации В.В. Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…»

 

4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

 

 

 

 

 

5. Основные черты функционально-грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий; это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями, способный к самоопределению, самосовершенствованию, и умеющий работать на результат; умеющий решать любые возникающие в жизни задачи; самостоятельно открывать новое; выбирать главное и интересное; способного вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

6. Направления формирования функциональной грамотности выделяются следующие:

- Математическая грамотность

- Читательская грамотность

- Естественнонаучная грамотность

- Финансовая грамотность

- Глобальные компетенции

- Креативное мышление

 

7. Индикаторы функциональной грамотности: 

·         Коммуникативная грамотность-

это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств

·         информационная грамотность -это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации

·         общеполитическая грамотность -это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности,

·         Компьютерная грамотность-это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества

·         общая грамотность -это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке

·         бытовая грамотность-это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике

·         грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях- это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

 

 

Грамотность при овладении иностранными языками-это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя.

Цель формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам- развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:

·         овладение грамотной устной и письменной речью;

·         способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

·         умение самостоятельно формулировать проблему

 

 

8. Роль английского языка в современном мире.

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Международный язык позволяет получить достойное образование в престижном университете, работу мечты и полноценное общение с иностранцами из любого уголка планеты. 

Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другу культуру и в то же время нести свою.

 

9. Основная цель учителя создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.

 

10. На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

11Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам- развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:

·         овладение грамотной устной и письменной речью;

·         способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

·         умение самостоятельно формулировать проблему

 

12. Интерактивные методы такие как: деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой шторм, взаимообучение, исследования, проекты, использование ИКТ, песни, аудиозаписи, драматизация, мультфильмы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, способствовать долгосрочным навыкам и умениям, выработке общих ценностей, создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия, осваивать учебное содержание не только через информацию, но через чувства и действия

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

·         диалогическое взаимодействие;

·         работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

·         активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

·         тренинговую организацию учебного процесса.

 

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

 

13. Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12. 

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. 

«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.»

Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

 

 

 

 

14. Типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так: Look at the picture, read the text and answer the questions.

English Banknotes and Coins.

The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".

1.     What is the official currency of the U.K.?

2.     What is the smallest unit?

3.     How many pence are there in one pound?

4.     What banknotes in the U.K. now?

 

15. Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:

Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?

“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is. But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.

 

16. Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

·         текст должен быть интересен;

·         текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

·         уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

·         незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

·         объем текста не должен превышать норму;

·         шрифт должен помогать легко читать текст;

·         текст должен развивать кругозор;

·         текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

·         иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

·         текст должен быть структурирован;

·         содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Задания по работе с текстом могут быть следующие

1. Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.

3. Составить предложения по порядку.

4. Найти соответствия.

5. Выполнить задание на множественный выбор.

6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.

8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.

9. Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

11. Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.

12. Прочитать отрывок и пересказать его.

13. Восполнить недостающую информацию.

 

17. Одна из глобальных проблем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, - вопросы экологии. Данная тема выделяется в содержательном аспекте «Глобальные проблемы» в 5-6 и 7 классах. К формированию глобальной грамотности можно смело отнести проектную деятельность, дискуссии и дебаты.

 

 

 

 

 

18. Креативное мышление новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Задания при работе с текстом: выдели ключевые слова, определи главную мысль текста, подбери заголовок, опиши иллюстрации к тексту, дай совет главному герою, перескажи от лица разных персонажей.

Приемы и методы по развитию критического мышления: «Зигзаг»,

Кластер, Синквейн и другие.

Прием «Зигзаг»

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

·         1 этап. Ознакомительное чтение.

·         2 этап. Осмысление текста. Обсуждение, работа со лексикой, поиск ответов на вопросы к тексту.

·         3 этап. Учитель задает вопросы по тексту каждой группе.

·         4 этап. Переформирование групп. Поскольку каждая группа владеет только частью информации, необходимо ею обменяться.

·         5 этап. Заключительный. Учитель задает обобщающие вопросы по всему тексту. Или учащиеся составляют краткий план текста.

Ценность данного приема заключается в использовании всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение. За короткий срок перерабатывается большой объем информации. При работе задействован каждый учащийся. Трудность приема может проявиться в том, что при обсуждениях дети часто будут переходить на русский язык. Задача учителя контролировать этот процесс и призывать не бояться делать ошибок.

Кластер (гроздь) - графическая организация материала.

Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме. Кластер может быть использован на разных стадиях урока.

Позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности.

По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров.

В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

ГОТОВИМ ВКУСНОЕ ПЕЧЕНЬЕ - МИНИ ИГРА
Всем любителям сладкого посвящается!
ТЕМА: вместе с тетушкой Мэри учимся печь шоколадное печенье.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ: внимательно смотрим список ингредиентов и запоминаем - ведь скоро нам придется их искать в холодильнике и на полках! Нашли? Теперь можно приступить и к готовке - выбирайте необходимые ингредиенты из списка + действие, которое надо с ними совершить (размешать, взбить и т.д.). Сделали все верно - Ура! Вкуснейшее печенье готово 
ЧТО ОТРАБАТЫВАЕМ: слова, связанные с едой + процессом ее приготовления. Это настоящий рецепт, поэтому после игры можете повторить его и в реальной жизни.

 

 

19. Английский язык достаточно сложный предмет, требующий внимания, напряжения, хорошей памяти. Если правильно организовать работу на уроке, учитывать индивидуальные особенности учащихся, разнообразить формы работы на уроках, включать музыкальные паузы, физкультминутки и создавать положительную комфортную обстановку, то это и будет основным принципом здоровье сберегающей технологии.

 

20. Заключение. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель повышает мотивацию учащихся, развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает осознать ценности современного мира. Это все необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.


 

Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка

Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка

Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

Почему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни?

Почему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни?

Основные черты функционально-грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий; это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми…

Основные черты функционально-грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий; это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми…

Грамотность при овладении иностранными языками- это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя

Грамотность при овладении иностранными языками- это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя

Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач

Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач

Типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так:

Типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так:

Задания по работе с текстом могут быть следующие 1

Задания по работе с текстом могут быть следующие 1

Креативное мышление новый компонент функциональной грамотности

Креативное мышление новый компонент функциональной грамотности

ГОТОВИМ ВКУСНОЕ ПЕЧЕНЬЕ - МИНИ

ГОТОВИМ ВКУСНОЕ ПЕЧЕНЬЕ - МИНИ

Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.

Практические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся  на уроках иностранного языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023