Практический опыт сопровождения исследовательской и проектной деятельности в работе учителя
Оценка 4.8

Практический опыт сопровождения исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
02.08.2019
Практический опыт сопровождения  исследовательской и проектной деятельности в работе учителя
Автор статьи на основе методической литературы и своего опыта, делится выводами о работе по проектной деятельности с учащимися начальных классов. "Я считаю, что введение проектно – исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку она захватывает целостную личность ученика, взывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектной и исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль".
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников.docx
Практический опыт сопровождения  исследовательской и проектной деятельности в работе учителя Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа.  Основной целью в ней я считаю активизацию познавательной деятельности учащихся. Хочу   отметить,   что   перед   детьми   младшего   школьного   возраста,   учитывая   их психологические особенности, я ставлю простые задачи, которые охватывают только одно   направление   деятельности.     Включаю   в   работу   различный   вспомогательный дидактический   материал  (памятки,  инструкции,  шаблоны), обязательно обращаюсь   за помощью к родителям. На подготовительном этапе провожу обучающие игры – исследования на различные темы,   интересующие   детей,   в   которых   они   знакомятся   с   основами   проектно­ исследовательской работы. Здесь внимательно наблюдаю за детьми, чтобы понять, кто готов заняться исследовательской деятельностью? Для   продуктивной   проектно­учебной   деятельности   младшим   школьникам необходимо не только желание, но и особая готовность, “зрелость”: 1) Наличие у детей ряда коммуникативных умений:  умение спрашивать, (то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);  умение   управлять   голосом (говорить   четко,   регулируя   громкость   голоса   в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);  умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);  умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). 2) Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная  зрелость”. Это наличие   у   младших   школьников   таких   качеств   мышления,   как гибкость, вариативность и самостоятельность. Основным   требованием   к   использованию   метода   проектов   является наличие значимой   проблемы. Учащиеся   могут   предложить   её   из   окружающей действительности, из жизни. Но на первых этапах выбираю значимую проблему для проекта сама.  Способы   решения   проблем   начинающими   исследователями   во   многом   зависят   от выбранной   темы.   Помогаю     детям   найти   все   пути,   ведущие   к   достижению   цели, выделить   общепринятые,   общеизвестные   и   нестандартные,   альтернативные;   сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Хочу   поделиться   с   вами   правилами поиска   и   выбора   темы   исследования, как наиболее важного этапа всей работы.  Правило   1. Тема   должна   быть   интересна   ребенку,   должна   увлекать   его. Исследовательская   работа   эффективна   только   на   добровольной   основе.   Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась  взрослым, не даст должного эффекта.   Вместо   живого   увлекательного   поиска   школьник   будет   чувствовать   себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.  Правило   2. Тема   должна   быть   выполнима,   решение   ее   должно   быть   полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.  Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.  Правило   4. Тема   должна   быть   оригинальной   с   элементами   неожиданности, необычности.   Оригинальность   следует   понимать,   как   способность   нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.  Правило   5. Тема   должна   быть   такой,   чтобы   работа   могла   быть   выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.  Правило   6. Тема   должна   быть   доступной.   Она   должна   соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.  Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть   наличие   требуемых   средств   и   материалов   –   исследовательской   базы.   Ее отсутствие,   невозможность   собрать   необходимые   данные   обычно   приводят   к поверхностному решению.  Правило   8. С   выбором   темы   не   стоит   затягивать.   Большинство   учащихся начальной   школы   не   имеют   постоянных   пристрастий,   их   интересы   ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Ведущая   идея,   по   моему   мнению,   состоит   в   том,   чтобы   выполняемая   ребенком исследовательская   деятельность   строилась   по   принципу «Все   из   жизни,   все   для жизни». Отсюда   вытекает   практическая,  теоретическая   и  познавательная   значимость предполагаемых результатов исследования. Выполнение   проекта   начинается   с планирования   действий по   разрешению проблемы. Здесь указываю перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый   проект   обязательно   требует исследовательской   работы   учащихся.  Главный   смысл   настоящего   исследования   –   найти   знания   самостоятельно.   Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем   будет   обработана,   осмыслена   и   представлена   участникам   проектной   группы. Учащимся предлагаю список допустимых методов исследования: подумать самостоятельно;  найти   информацию   в   сети Интернет;    спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.   прочитать   книги   о   том,   что используешь;  познакомиться   с   фильмами   по этой проблеме;  Далее идёт этап подготовки к защите исследования. Ученик должен кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:  дать   определения   основным понятиям;  классифицировать   основные предметы, явления, проблемы;   выработать суждения; сделать выводы;  подготовить текст выступления и быть готовым к ответам на вопросы по результатам исследования;  иметь   при   себе   макеты,   рисунки,   чертежи   для   иллюстрации схемы, результатов исследования.  Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный   продукт   должен   быть   убедительно   представлен,   как средство решения проблемы.  Этап презентации  необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.  Для  успешной  работы на этапе  презентации, учу  школьников  кратко  излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность.   Работа   завершается коллективным   обсуждением,   экспертизой,   объявлением результатов,   формулировкой   выводов. Результаты   должны   быть   реалистичными. Если   рассматривается   теоретическая   проблема,   то   итогом   проектной   деятельности является   конкретное   ее  решение:  советы,  рекомендации,  выводы.  Если   выдвигается практическая   проблема,   то   требуется   получить   конкретный   продукт,   готовый   к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).  Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным.   Это   один   из   главных   этапов   обучения   начинающего   исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи,   учителя,   родители).   Таким   образом,   ребенок   учится   излагать   добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку   зрения.   Время   представления   проекта   целесообразно   ограничить   7–10   мин. Необходимо   строго   регламентировать   вопросы   и   ответы.   По   завершении   прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.  Реализация   метода   проектов   и   исследовательского   метода   на   практике   ведет к изменению   позиции   учителя.   Из   носителя   готовых   знаний   он   превращается   в организатора   познавательной,   исследовательской   деятельности   своих   учеников. Изменяется   и   психологический   климат   в   классе,   так   как   учителю   приходится переориентировать   свою   учебно­воспитательную   работу   и   работу   учащихся   на разнообразные   виды   самостоятельной   деятельности   учащихся,   на   приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.   Я считаю, что введение проектно – исследовательской деятельности в начальных классах,   безусловно,   важно   и   необходимо,   поскольку   она   захватывает   целостную личность ученика, взывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектной и исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к   учебной   деятельности,   развиваются   рефлексивные   умения,   самостоятельность, самоконтроль. 

Практический опыт сопровождения исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения  исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения  исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения  исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения исследовательской и проектной деятельности в работе учителя

Практический опыт сопровождения  исследовательской и проектной деятельности в работе учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019