Практический семинар Формирование понятий
Оценка 4.7

Практический семинар Формирование понятий

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
администрации +1
Взрослым
27.01.2017
Практический семинар Формирование понятий
Сегодня далеко не все знают, что такое семинар и для чего он нужен. Понятие «семинар» пришло из латинского языка и дословно означает «рассадник». Семинар – это форма обучения практического характера, которая направлена на углубленную проработку теоретического материала. Семинары способствуют формированию у участников самостоятельности суждений, учат выражать и отстаивать собственные взгляды и мысли, а так же аргументировать их, опираясь на конкретные научные факты. Вот для чего нужны семинары.
формирование понятий.pptx

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Понятие - ? • форма мышления, в которой отражены существенные (отличительные) свойства объектов изучения. • это количественная и качественная категория, которая характеризует реальные и абстрактные предметы, вещи или их определенные состояния, имеющая свойства, смысл, значение, способная видоизменяться. 70 50 30 • это способ отражения окружающей действительности. 2008 2009 2010 2011 • глубокое осознание характеризуемого предмета или явления, его смысловой нагрузки и значимости для преподавания предмета.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Каждое понятие может быть рассмотрено по содержанию и объему. Содержание понятия - это множество всех существенных признаков данного понятия, раскрывается с помощью определения. Объем понятия - множество объектов, к которым применимо данное понятие, раскрывается с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Понятие треугольник - соединяет в себе класс всевозможных треугольников (объем этого понятия) - наличие трех сторон, трех вершин, трех углов (содержание понятия)

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Формирование понятий – сложный психологический процесс: ощущения -> восприятие -> представление -> понятие 1. Мотивация введения понятия, 2. Выделение его существенных свойств, 3. Усвоение определения, 4. Применение понятия, 5. Понимание связи изучаемого понятия с ранее изученными понятиями.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Процесс формирования понятий осуществляется в несколько этапов: • Мотивация (подчеркивается важность изучения понятия, активизируется целенаправленная деятельность школьников, возбуждается интерес к изучению понятия с помощью привлечения различных средств, выполнения специальных упражнений); • Выявление существенных свойств понятия (выполнение упражнений, где выделяются существенные свойства изучаемого понятия); • Формулировка определения понятия (выполнение действий на распознавание объектов, принадлежащих понятию, конструирование объектов, относящихся к объему понятия).

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Два пути формирования понятий

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
понятий, который заключается в выделении главных признаков, составляющих содержание понятия. 2. Процесс усвоения понятия, когда Усвоение понятия 1. Сам процесс формирования в определенной ситуации с использованием этих понятий ученик мог бы их распознать и верно указать на них.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Алгоритм формулировки теоретического понятия: 1. Прочтите внимательно текст с описанием изучаемого объекта. 2. Выпишите общие признаки этого объекта. 3. Выделите из этих признаков частные данного объекта. понятия. 4. Составьте определение теоретического 5. Установите место этого понятия в системе общенаучных знаний. 6. Предложите свои варианты новых элементов, которые можно включить в содержание данного понятия.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
обобщение Универсаль ные Формирован ие понятия классификация сравнен ие учебные действия выведение следствий

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
«Термин» = «Понятие» сформировано только в Термин – это слово, имеющее определение, т.е. словарное значение. Понятие может быть

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
ТЕРМИН – слово ОПРЕДЕЛЕНИЕ – словарное значение термина ПОНЯТИЕ – «что я могу с этим знанием сделать, какую задачу решить и как?»

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
ОКСЮМОРОН – соединение несоединимого («живой труп»)

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Основная цель любого урока выявить связь между терминами и понятиями. • Если понятие многозначно, установить, в каком терминологическом значении оно будет употребляться на уроке. • Установить, в каких еще сферах жизни, на каких учебных предметах может употреблять это понятие. • Актуализовать общее в значении понятий

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Формирование понятия сложный многоуровневый процесс, в котором важно соблюдать определенную последовательность. • Вначале необходимо опираться на знания и личный опыт учащихся. • Уяснить структуру понятия и его признаки. • Дать научное определение понятия и установить связь этого понятия с другими.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Наиболее успешно формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, «подведение под формирование понятия например по типу

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
1. Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие) 2. Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия) 3. Решение проблемы (выделение общих существенных свойств 4. Осознание и осмысление полученных (изучение соотношения между объектом понятия) результатов и понятием)

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик: 1. Дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти; 2. Приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие; 3. Демонстрирует знание всех элементов данного понятия; 4. Видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме; 5. Способен применить усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия. Показателями сформированности понятия являются узнавание его по отдельному признаку и умение использовать понятие на практике.

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
Типичные ошибки • Непонимание того, что «термин» и «понятие» – это не одно и тоже, приводит к простому заучиванию правил, формулировок, что не способствует «пониманию» как необходимому условию формирования понятия. • Бессистемность работы с понятиями, которая приводит к тому, что учащиеся не могут описать процесс, явление или закономерность, поскольку не владеют понятийным ресурсом темы или модуля. • На этапе введения понятия учитель иллюстрирует это понятие на одном примере. В результате учащиеся не могут выделить общие существенные признаки понятия. • На многие понятия в науке существуют различные точки зрения. С важнейшими из них учащихся необходимо знакомить. Игнорирование этого обстоятельства может привести к тому, что учащиеся « не узнают» понятие в нетипичной или измененной ситуации. К тому же сопоставление нескольких точек зрения поможет учителю в создании проблемной ситуации. • Нарушение последовательности этапов формирования понятия. Часто учителя сначала сами дают определение термина, затем приводят примеры. Неудивительно, что учащиеся в результате не справляются с заданием, поскольку не уяснили структуру понятия и его признаки

Практический семинар Формирование понятий

Практический семинар Формирование понятий
"Трудно - не означает: невозможно!" Сергей Довлатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017