Почему на современном уроке
использование групповых занятий
стало необходимостью?
• Вопервых, при классноурочной
системе на каждого ученика
тратится примерно 2 минуты
времени урока, что, разумеется, не
позволяет даже говорить об
индивидуальном развитии
конкретных способностей.
Практический семинар "Групповая работа"
Почему на современном уроке
использование групповых занятий
стало необходимостью?
• Вовторых, даже при условии, что
все дети знают ответы, у нас
зачастую отвечают самые
“активные”, поэтому у многих детей
в классе развивается пассивность
и в дальнейшем нежелание
учиться.
Практический семинар "Групповая работа"
Почему на современном уроке
использование групповых занятий
стало необходимостью?
• Втретьих, у учащихся одного класса
всегда разный уровень подготовки:
одни очень слабые, другие средние,
третьи имеют высокий уровень
подготовки. Фронтальная работа с
одними заданиями для всех, таким
образом, оказывается неэффективной
в отношении большинства учащихся.
Практический семинар "Групповая работа"
Начинать учить работать в группе
нужно с самых первых дней
пребывания ребенка в школе. В этом
процессе нет мелочей, важно все: как
сесть за партой, чтобы удобнее было
общаться с соседом, как с ним
разговаривать (шепотом,
доброжелательно); как расставить
парты; как соглашаться и как
возражать; как помогать и как просить
о помощи и т.д.
Практический семинар "Групповая работа"
Обычно навыки совместной работы в
группе сначала осваиваются на
внеучебном материале (на
внеклассных мероприятиях, в играх и
т.д.), так как одновременно учиться
навыкам работы с учебным материалом
и навыкам сотрудничества трудно.
Практический семинар "Групповая работа"
Чему учит групповая работа?
• Сотрудничать
• Ставить вопросы
• Решать проблемы
• Договариваться
• Распределять роли и
ответственность
• Слушать других
• Убеждать других
• Отвечать за себя
Практический семинар "Групповая работа"
Задачи групповой работы:
• Активизация познавательной
деятельности.
• Развитие навыков самостоятельной
учебной деятельности: определение
ведущих и промежуточных задач,
выбор оптимального пути, умение
предусматривать последствия своего
выбора, объективно оценивать его.
Практический семинар "Групповая работа"
Задачи групповой работы:
• Развитие умений успешного общения
(умение слушать и слышать друг друга,
выстраивать диалог, задавать вопросы
на понимание и т.д.).
• Совершенствование межличностных
отношений в классе.
Практический семинар "Групповая работа"
Плюсы:
• Повышается учебная и познавательная
мотивация.
• Снижается уровень тревожности
учащихся, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в
решении какихто задач.
• В группе выше обучаемость,
эффективность усвоения и
актуализации знаний.
• Улучшается психологический климат в
классе.
Практический семинар "Групповая работа"
Минусы:
• Хотя ведущую роль в групповой работе
играют учащиеся, ее эффективность во
многом зависит от усилий и мастерства
учителя.
• Групповой работе надо сначала научить.
Для этого учитель должен потратить время
на какихто уроках. Без соблюдения этого
условия групповая работа бывает
неэффективна.
• Организация групповой работы требует от
учителя особых умений, затрат усилий.
Практический семинар "Групповая работа"
Минусы:
• При непродуманном комплектовании групп
некоторые ученики могут пользоваться
результатами труда более сильных
одноклассников.
• Разделение на группы может проходить
непросто, даже драматично.
• В классе всегда найдутся дети, желающие
работать в одиночестве. Им надо создать
условия для этого. Это дополнительные
сложности для учителя
Практический семинар "Групповая работа"
Способы деления на группы
(известен заранее)
Выбор способа разделения учеников на группы во
время урока может исходить из цели образования
групп, например,
• по уровню успеваемости для раздачи заданий
разного уровня сложности;
• группы, в которых есть ученики разного уровня
успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во
время урока. При этом все группы одного уровня;
• группы, в которых дети дружны между собой или,
наоборот, враждуют.
• группы, объединенные по темпераменту членов;
• И т.д.
Практический семинар "Групповая работа"
Способы деления на группы (спонтанный)
• по ряду парт в классе;
• по журналу (пополам, через одного, четные
нечетные и т.д.);
• по половому признаку — мальчики, девочки;
• по внешним признакам;
• по времени года, в котором родился ребенок
(зима, весна, лето, осень);
• по дате рождения (четное, нечетное число);
• расчет по номерам (первыйвторойтретий и т.д.);
• по заранее выданным кусочкам пазлов – каждый
участник должен найти свою команду, подбирая
пазл по жребию.
Практический семинар "Групповая работа"
Г.А. Цукерман дает следующие рекомендации
по разделению учеников на группы:
• Самому слабому ученику нужен не
столько "сильный", сколько терпеливый
и доброжелательный партнер.
• Упрямцу полезно помериться силами с
упрямцем.
• Двух озорников объединять опасно (но
при тактичной поддержке именно в
таком взрывоопасном соединении
можно наладить с такими детьми
доверительный контакт).
Практический семинар "Групповая работа"
надолго прикреплять к "слабеньким",
им нужен партнер равной силы.
• По возможности лучше не объединять
• Самых развитых детей не стоит
детей с плохой самоорганизацией,
легко отвлекаемых, со слишком
разными темпами работы. Но и в таких
"группах риска" можно решить почти не
решаемые воспитательные задачи:
помочь детям увидеть свои недостатки
и захотеть с ними справляться.
Практический семинар "Групповая работа"
Принципы отбора заданий для групповой
работы
• Вопервых, задания должны быть
такими, чтобы ученики понимали:
результат будет гораздо лучше, если
работать не в одиночку.
• Вовторых, давать задания, требующие
большого объема работы; задания
творческого характера, для
выполнения которых нужны
генерировать творческие идеи;
задания, которые требуют
разнообразных знаний и умений.
Практический семинар "Групповая работа"
Принципы отбора заданий для групповой
работы
• Втретьих, задания должны быть
выполнимы за короткое время.
• Вчетвертых, задания должны быть
посильными, но интересными.
Практический семинар "Групповая работа"
можно
Распределение ролей в группе
Ученикам
назначить
ОФОРМИТЕЛЯ, ДОКЛАДЧИКА
времени
ХРАНИТЕЛЯ
могут меняться ролями).
предложить
КАПИТАНА,
и
(участники
Капитан руководит обсуждением и
следит за тем, чтобы все говорили
только о данном вопросе.
Практический семинар "Групповая работа"
• Всегда необходимо устанавливать
правила работы группы и критерии
оценки её достижений, при этом важно
убедиться, что ученики понимают
критерии оценки их совместной работы
в начале каждого урока.
• Правил работы в группе не должно
быть много.
Практический семинар "Групповая работа"
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Помни, каждый имеет право на
ошибку.
4. Записывай идеи.
спрашивай
5. Не
спрашивай у группы.
у
учителя,
6. Не бери всю инициативу на себя.
7. Не жди подсказки.
Практический семинар "Групповая работа"
Одним из важных процессов групповой
работы является обсуждение, которое
состоит из нескольких этапов:
• 1 этап: выдвижение каждым
участником своих гипотез, версий,
изложение своей позиции, от
остальных участников требуется
терпение, уважение к чужой точке
зрения, безоценочное принятие всего
сказанного. Желательно фиксировать
на бумаге все высказанные гипотезы,
для того, чтобы затем выразить свое
отношение к каждой из них.
Практический семинар "Групповая работа"
• 2 этап: обсуждение высказанных
гипотез (генерирование идей).На этом
этапе участникам групп понадобятся
социальные умения: умение слушать,
соблюдать определенный порядок
обсуждения, аргументировать свое
согласие и несогласие.
• 3 этап: выработка группового решения,
которое рождается в процессе
критической оценки предложенных
вариантов и выбора общего, наиболее
оптимального из них.
Практический семинар "Групповая работа"
• 4 этап: обсуждение итогов работы
группы, где участники группы
выдвигают из своих рядов
выступающего, который рассказывает
о результатах ее работы. Мнения групп
фиксируются на доске и затем
обсуждаются.
• 5 этап: общий вывод о работе группы и
достижении поставленной задачи
Практический семинар "Групповая работа"
организовать
Чего не следует делать учителю, который
хочет
эффективную
групповую работу:
• сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
• воспринимать
групповую
работу
"законную
позволить себе выйти из класса;
передышку",
когда
как
можно
• исправлять допущенные ошибки (кроме тех
случаев, когда ученики просят об этом сами);
• оказывать давление на участников или
мешать им высказываться.
• уделять все свое внимание одной группе,
забывая об остальных;
Практический семинар "Групповая работа"
• не следует отвечать на вопрос, если на него
может ответить ктото из учеников;
• не следует ходить по классу или стоять
около учеников в начале групповой работы:
ученики часто стесняются высказываться в
присутствии учителя.
• Но ближе к концу обсуждения, когда
участники уже разговорились, учитель тоже
может включаться в работу: слушать, как
идет обсуждение в группах, направлять и
поддерживать участников, отвечать на
вопросы.
Практический семинар "Групповая работа"
Критерии эффективности групповой работы
Параметр 1. Адекватность выбора групповой
формы работы этапу и типу урока:
•0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но
не использовалась;
•1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на
одном из этапов урока, но использовалась
неадекватно;
•2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на
основном этапе урока и была адекватна цели
урока;
•3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на
основном этапе урока и по ситуации на уроке.
Практический семинар "Групповая работа"
Параметр 2. Целеполагание (цель
групповой работы):
•0 уровень: цель для работы в группе либо не
озвучивается, либо не понята учащимися;
•1 уровень: цель работы объявляет учитель;
•2 уровень: цель работы выдвигают учащиеся;
•3 уровень: цель работы выдвигают учащиеся,
учитель проверяет понимание и удержание
цели в ходе групповой работы.
Практический семинар "Групповая работа"
Параметр 3. Содержание групповой
работы (каждый показатель
оценивается по 1 баллу):
• учитель обучает ведению диалога,
дискуссии в группе и между группами;
• учитель обучает приёмам
моделирования, схематизации
группами своего решения;
• обращается внимание на координацию
действий в группе;
Практический семинар "Групповая работа"
• организуется групповая и
межгрупповая коммуникация;
• организуется работа по самокоррекции
своих действий группами и
индивидуально;
• учитель работает с пониманием и
непониманием учащихся, точно
фиксируя все детские версии (нет
искажения или подмены детских
версий своим пониманием); работа
идёт со всеми версиями детей, а не
только с «верными».
Практический семинар "Групповая работа"
Параметр 4. Организация рефлексии
групповой работы:
•0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;
•1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка
работы групп (результата и процесса) по
готовым критериям;
•2 уровень (2 балла): учащимися даётся оценка
работы группы (результата и процесса) по
готовым критериям;
•3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию
работы групп осуществляют учащиеся по
критериям, которые обсуждаются и
дорабатываются.
Практический семинар "Групповая работа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.