Публикация является частью публикации:
Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому,
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ
Метадеятельность
Метапредметы
Метазнания
Метаумения (метаспособы)
Метапредметность -
способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности,
средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале.
Метапредмет "Знание": способность работать с понятиями как особой формой знания. Работа с ключевыми научными понятиями. Универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет "Проблема": образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача»: осмысление устройства процесса решения задач. Технологии реализации метапредметности.
Метадеятельность
Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)
Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)
Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)
Моделирование …
Конструирование…
Прогнозирование…
Методики, технологии, подходы
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
Мыследеятельность
Пространство идей, сущностей, абстракций, чистого разума |
Пространство текстов, знаков, схем |
Пространство предметно-практической деятельности |
Метазнания
Знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов.
Знания о знании.
Технологииформирования метазнания
Логико-смысловых моделей
Ментальных карт
Фишбон и др. графические модели знания
Все приемы сворачивания информации: (конспект, таблица, схема)
Графические организаторы: «Кластеры»
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Метаумения
Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Технологии
Развивающего обучения
Критического мышления
Технологический компонент личностно-ориентированного урока
Общеучебные умения и навыки
система ценностных ориентаций, интересы, убеждения, мотивы,
толерантность…
умения, навыки, опыт творческой деятельности в рамках учебного предмета
?
система ценностных ориентаций, интересы, убеждения, мотивы,
толерантность…
способы деятельности,
применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях
умения, навыки, опыт творческой деятельности в рамках учебного предмета
- Освоение обучающимися метапредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных);
- Способность использования метапредметных понятий и УУД в учебной, познавательной и социальной практике;
- Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- Построение индивидуальной образовательной траектории.
Риски, связанные с достижением метапредметных результатов
Наличие противоречия между «предметной» системой обучения и метапредметным подходом.
Отсутствие практических разработок, направленных на достижение метапредметных результатов обучения в учебных предметах.
Риск существенно понизить уровень знаний по предметам при погоне за «метапредметными результатами».
Отсутствие связующего звена между новациями РАО и школой.
Исполнитель
Деятель
|
Информированный |
Оценивающий |
С эмпирическим мышлением |
Ограниченный рамками своего опыта и знаний |
Строящий содержательную коммуникацию |
Понимающий |
Рефлексирующий |
С теоретическим мышлением |
С развитым воображением |
НУЖЕН ПЕРЕХОД
Требования к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание,
не озвучивать информацию, которая есть в учебнике,
не повторять без необходимости ответ ученика!
Чётко и точно формулировать задание.
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Быть способным к импровизации.
Основная деятельность учителя - не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель - не актёр, а режиссёр!
Метапредметы и метапредметные программы.
Педтехнологии деятельностного типа.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Продуктивные задания на различных предметах, специально разработанные жизненные (компетентностные) задачи.
Метапредметная составляющая в предметных олимпиадах, КИМах.
Внеучебная деятельность.
Возможные механизмы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.