Практический семинар Метапредметность - что это?

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 27.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала МП.pptx

«Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается»

МП

ЧТО?

КАК?

ГДЕ?

КТО?

Как должен
измениться
учитель и ученик?

Какие
результаты?

Метапредметность – что это?

Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому,

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ

Метадеятельность
Метапредметы
Метазнания
Метаумения (метаспособы)

Метапредметность -

способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности,
средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале.
Метапредмет "Знание": способность работать с понятиями как особой формой знания. Работа с ключевыми научными понятиями. Универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Метапредмет "Проблема": образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача»: осмысление устройства процесса решения задач. Технологии реализации метапредметности.

Метадеятельность

Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)
Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)
Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)
Моделирование
Конструирование
Прогнозирование

Методики, технологии, подходы

Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;

Мыследеятельность

Пространство идей, сущностей, абстракций, чистого разума

Пространство текстов, знаков, схем

Пространство предметно-практической деятельности

Метазнания

Знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов.
Знания о знании.
Примерами мета-знаний являются:
* Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
* Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
* Эвристические приемы, Эвристические методы и т.п.

Технологии формирования метазнания

Логико-смысловых моделей
Ментальных карт
Фишбон и др. графические модели знания
Все приемы сворачивания информации: (конспект, таблица, схема)


Графические организаторы: «Кластеры»

выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

Метаумения

Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)

Технологии

Развивающего обучения
Критического мышления
Технологический компонент личностно-ориентированного урока
Общеучебные умения и навыки

ГДЕ
формировать МП?

МП

Формируется на уроке

Формируется за рамками урока

УРОК

Наращивается
на уроке

Кто
формирует?

Метапредметное знание и умение

КАКИЕ
образовательные результаты должны быть?

система ценностных ориентаций, интересы, убеждения, мотивы,
толерантность…

умения, навыки, опыт творческой деятельности в рамках учебного предмета

?

система ценностных ориентаций, интересы, убеждения, мотивы,
толерантность…

способы деятельности,
применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях

умения, навыки, опыт творческой деятельности в рамках учебного предмета

- Освоение обучающимися метапредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных);
- Способность использования метапредметных понятий и УУД в учебной, познавательной и социальной практике;
- Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- Построение индивидуальной образовательной траектории.

Риски, связанные с достижением метапредметных результатов

Наличие противоречия между «предметной» системой обучения и метапредметным подходом.
Отсутствие практических разработок, направленных на достижение метапредметных результатов обучения в учебных предметах.
Риск существенно понизить уровень знаний по предметам при погоне за «метапредметными результатами».
Отсутствие связующего звена между новациями РАО и школой.

КАКИЕ
изменения должны произойти
с учащимися и учителями?

Исполнитель

Деятель


Коммуникабельный

Информированный

Оценивающий

С эмпирическим мышлением

Ограниченный рамками своего опыта и знаний

Строящий содержательную коммуникацию

Понимающий

Рефлексирующий

С теоретическим мышлением

С развитым воображением

НУЖЕН ПЕРЕХОД

Требования к учителю
 Не говорить лишнего: не повторять задание,
не озвучивать информацию, которая есть в учебнике,
не повторять без необходимости ответ ученика!
 Чётко и точно формулировать задание.
 Добиваться от учеников аргументированных ответов.
 Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
 Быть способным к импровизации.
 Основная деятельность учителя - не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
 Учитель - не актёр, а режиссёр!

КАК
достигнуть новых образовательных результатов?

Метапредметы и метапредметные программы.
Педтехнологии деятельностного типа.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Продуктивные задания на различных предметах, специально разработанные жизненные (компетентностные) задачи.
Метапредметная составляющая в предметных олимпиадах, КИМах.
Внеучебная деятельность.

Возможные механизмы:

Пусть каждого посетит

!!!