Возникающие
проблемы:
•«Кто не умеет
читать, тот не
умеет мыслить»
В.А. Сухомлинский
•Как добиться,
чтобы учащиеся
внимательно
читали текст;
•Как научить их
выделять
главные мысли,
обрабатывать
полученную
информацию.
Работа с текстом:
•постановка вопросов к тексту;
•построение смысловых опор (планов, таблиц, схем и
т.д);
•создание вторичных текстов (например, в результате
конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
•конструирование собственных высказываний о
прочитанном
Изучение нового материала
Приём «Письмо с пробелами».
После смерти князя Владимира в ____
1.1. После смерти князя Владимира в ____
году начиналась внутренняя борьба
году начиналась внутренняя борьба
за власть.
за власть.
В Киеве власть захватил ____. Это ему
В Киеве власть захватил ____. Это ему
удалось, так как __________, _____________.
удалось, так как __________, _____________.
______ не стал бороться за власть,
______ не стал бороться за власть,
потому что ____________.В итоге он был
потому что ____________.В итоге он был
убит.
убит.
князь
Муромский
погиб,
4.4. Муромский
погиб,
князь
направляясь в Киев.
направляясь в Киев.
Поэтому ________ и ______ стали первыми
5.5. Поэтому ________ и ______ стали первыми
русскими святыми.
русскими святыми.
_____
_____
2.2.
3.3.
Прием «Верите ли вы,
что…»
Помогает:
•связывать разрозненные факты в
единую картину;
•систематизировать уже имеющуюся
информацию.
Учащимся предлагаются утверждения,
с которыми они работают дважды: до
чтения текста параграфа учебника и
после знакомства с ним.
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической
систематизации материала. Этот прием
формирует умения выделять смысловые
единицы текста и графически оформлять
в определенном порядке.
Фишбон – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет
«разбить»
учащимся
общую
проблемную
тему на ряд причин и
аргументов.
Визуальное
изображение
этой
стратегии похоже на
«рыбную кость»).
Пирамида
1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек,
животное, овощ, неодушевленный предмет)
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты
характера, качества)
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность,
общественные места и др.)
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги,
заблудиться, встретить)
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось
причиной проблемы в истории?)
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что
происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)
7. Семь слов, описывающих третье событие (что
предпринимается для решения проблемы?)
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Номер строки
обозначает количество
слов, вписываемых в
"Пирамиду"
Пример «пирамидной»
истории
1.1.Лицей
Лицей
2.2. Императорский, Царскосельский
Императорский, Царскосельский
3.3. СанктПетербург, Царское село, дом
СанктПетербург, Царское село, дом
4.4. Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
5.5. Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
6.6. Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
7.7. Первый, выпуск, государственная служба, провести,
Первый, выпуск, государственная служба, провести,
8.8. Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей,
Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей,
вместе, родной
вместе, родной
дружба, Отечество
дружба, Отечество
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс
шпаргалок»
• Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в
процессе подготовки которой отрабатываются умения
«сворачивать и разворачивать информацию» в
определенных ограничительных условиях.
• в шпаргалке нет текста, а информация представлена
отдельными словами, условными знаками,
схематичными рисунками, стрелками, расположением
единиц информации относительно друг друга;
• количество слов и других единиц информации
соответствует принятым условиям (например, на листе
может быть не больше 10 слов, трех условных знаков,
семи стрелок или линий).
Прием «Чтение с пометками и
таблица INSERT»
• Маркировочные таблицы
• Этот прием графической организации материала
используется для формирования умения
систематизировать и анализировать информацию.
Авторы приёма - Воган и Эстес.
• "Инсерт" - это:
• / — interactiveинтерактивная
•N — notingразмечающая
•S — system система
•Е — effective для эффективного
•R — reading and чтения и
•Т — thinking размышления
Приём используется в три этапа:
1.В процессе чтения учащиеся маркируют
текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое;
" - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть
вопросы);
2.Затем заполняют таблицу, количество граф
которой соответствует числу значков
маркировки;
3.Обсуждают записи,
внесённые в таблицу.
Прием «Словарик»
•Тематические словари.
•Класс делится на команды. Каждая команда
вспоминает и записывает в течение
отведенного времени слова, удовлетворяющие
какому-либо требованию. Затем слова из
получившегося списка участники команды
поочередно называют своим соперникам, а те,
в свою очередь, должны назвать значение
каждого названного слова. Побеждает
команда, которой удалось составить наиболее
длинный список, а также дать толкование
слов команды противников.
Таблица «Кто? Что? Где?
Когда? Почему?»
Кто?
Что?
Где? Когда
Почему?
Иван
Федоров
Первая
печатный
букварь
город
Львов
?
1574
Распространени
е знаний и
просвещения на
Руси
Приём
«Ромашка
Блума» -
ромашка
вопросов
•Вопросы, связанные
с уровнями
познавательной
деятельности:
знание, понимание,
применение, анализ,
синтез и оценка.
•Прием создан
известным
американским
психологом и
педагогом
Бенджамином
Блумом
Ромашка Блума
Простой вопрос: Сколько лет Пушкин провёл в
Южной ссылке?
Уточняющий вопрос: Считаете ли вы, что Пушкин
был защитником и выразителем народных идеалов?
Интерпретационный вопрос: Почему Пушкина
можно назвать гением русской литературы?
Творческий вопрос: Что исчезло бы из русской
литературы, если бы не было такого поэта , как А.С.
Пушкин?
Оценочный вопрос: Как вы оцениваете
отношение Пушкина к России (к крепостному
праву, к народу и т.д.)?
Практический вопрос: Что из того, что описал
Пушкин в своих произведениях, можно встретить в
современной жизни?
Прием «Мозаика».
«Реставрация текста»
•Текст разделяется на части
(предложения, абзацы).
•Ученикам предлагается
собрать текст из разрозненных
частей, разложив их в
правильной
последовательности.
"Чтение с составлением
диаграммы
Эйлера-Венна"
Цель: сформировать навыки сравнения и
классификации, структурирования
информации.
1.Учащиеся читают текст, внимательно
анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или
более объекта.
ЧертыЧерты
1 объекта
1 объекта
Общие
черты
Черты
2 объекта
«Синквейн"
Цель: развитие умений учащихся выделять
ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,
синтезировать полученные знания, проявлять
творческие способности.
Структура :
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка
темы).
Решение практических
задач при помощи текста
• В Киеве боярский холоп,
встретив на улице купца, ударил
его по лицу и скрылся в доме
своего господина. На требования
пострадавшего выдать ему
холопа барин ответил отказом.
Купец обратился с жалобой к
князю. Какое решение должно
последовать по этому поводу?
• Смерд Агафон подал жалобу в
княжеский суд на смерда
Никифора. Смысл этой жалобы
состоял в том, что осенью после
уборки урожая смерд Никифор
пахал свой участок собственной
лошадью, в результа-те чего
был уничтожен межевой знак и
перепахана часть соседской
земли. Какое решение может
принять суд по данному делу?
- Подбор заголовка к
тексту;
- Составление плана
текста;
- Составление конспекта;
- Написание рецензии
Этапы работы с текстом:
• ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Упражнения на узнавание слова.
темы, идеи, содержания
по заглавию, эпиграфу ;
Предтекстовые вопросы
(«тонкие» и «толстые»)
Текстовый этап:
• Упражнения на свёртывание
текста (план, пересказ,
цитирование, схема, таблица,
кластер);
• Упражнения на конструкцию
текста решение и присвоение
художественного текста;
(логические цепочки, таблицы,
деление на микротемы,
исправление логических нарушений
и т.п.)
• Упражнения на обобщения
материала (приём неоконченного
предложения, таблицы, синквейн,
кластер)
Послетекстовый этап:
упражнения на выявление темы текста;
упражнения на составление характеристики
персонажей;
выявление авторского замысла;
социоконструирование;
смысловая рефлексия.