Требование третье:
продумывание, формулирование
и реализация ценностных
оснований содержания учебного
материала.
Ценности – это то, чем человек
(учитель и ученик) дорожит.
Ценности – неотъемлемая часть
содержания, методов, форм и
средств образования.
Урок должен иметь этически
выверенную ценностную
составляющую.
НЕЛЬЗЯ слабо или посредственно
владеть своим ремеслом педагога.
Ценность достоинства мастера,
ответственного автора,
просветителя должна быть не только
в учительском сердце, но и во всех
его делах.
НЕЛЬЗЯ отказываться от роли
постоянно учащегося и полезно
помнить слова, что были
выгравированы на перстне Петра
Великого: «Аз есмь в чину учимых и
учащих мя требую».
НЕЛЬЗЯ выпячивать свой предмет,
бороться за первенство в его
значимости с коллегами,
недопустимы ревность к коллегам,
самоутверждение за счет унижения
другого педагога. Ценность
командного духа, взаимопонимания в
общем деле.
НЕЛЬЗЯ эксплуатировать
учеников чрезмерной для их
возраста и уровня развития работой,
вместо того, чтобы учить их в
соответствии с их возможностями.
Ценность охраны здоровья ученика.
НЕЛЬЗЯ принуждение, приказной
тон, подчеркивать свое
превосходство в любом варианте: и
как взрослого перед юнцом, и как
эксперта перед проверяемым, и как
знающего перед профаном, и как
образованного перед недоучкой.
Ценность уважение к ученику.
НЕЛЬЗЯ быть неискренним во всех
смыслах, и в содержании обучения, и
в воспитательных действиях.
Ценность честности, самоотдачи,
веры в свое высокое учительское
дело.
НЕЛЬЗЯ проявлять гордыню,
склонность к самовозвышению
самоутверждению за счет детей,
капризное и мелочное тиранство,
постоянно утверждения себя
«хозяином в доме». Ценность
участия, заботы и поддержки.
НЕЛЬЗЯ выделять любимчиков,
фаворитов, демонстрировать свои
особые отношения с какимлибо
учеником, подчеркивать их ни перед
ним самим, ни, тем более, перед
другими учениками. Ценность
равенства возможностей и
педагогической справедливости.
НЕЛЬЗЯ быть несправедливым: в
оценочной деятельности,
повышенном внимании, симпатии к
одним и игнорировании других, даже
в интонациях и мимике нельзя быть
неровным в обращении к разным
ученикам. Ценность милосердия.
НЕЛЬЗЯ перед детьми ронять
достоинства, жаловаться на жизнь,
зарплату, начальство,
обстоятельства. Жалость по
отношению к учителю – это
антиценность.
Ценности – это лично и добровольно
осознанно или неосознанно выбранные
нравственные аксиомы, идеалы, признаваемые
лучшей частью или большинством того
культурного сообщества, в котором Вы живете,
которые Вы исповедуете и которым
руководствуетесь в своих оценках, поступках,
действиях, решениях.
Обретение ценностей –
всегда результат трудного
выбора человека, который
он делает только сам.