Практическое применение компьютера на уроках русского языка
Оценка 5

Практическое применение компьютера на уроках русского языка

Оценка 5
doc
17.01.2020
Практическое применение компьютера на уроках русского языка
Практическое применение компьютера на уроках русского языка.doc

Практическое применение компьютера на уроках русского языка

 

В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Внедрение компьютера в образовательный процесс – это в определенной мере залог успеха в обучении. Использование компьютера  на занятиях по русскому языку имеет и воспитательный смысл: с раннего возраста дети будут учиться общаться с компьютером, а значит, будет закладываться культура отношений «человек-компьютер», учащиеся познакомятся с самым неожиданным его применением. Современные процессы развития и демократизации общества, изменение отношения к человеку, усиление роли личности, изменение общественно-экономических отношений ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи. В эпоху научно-технического прогресса одним из факторов демократизации образования является компьютеризация процесса обучения. Использование компьютера  вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика  обеспечивает возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на  более высоком уровне – по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя – помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.

Информационные технологии предназначены для организации и поддержки учебного процесса, расширения возможностей преподавателей, обеспечение его такими средствами, которые позволяют решать не решаемые ранее лингводидактические  проблемы: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

1. Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами.

Например, при повторении склонения имен существительных  учащимся 6-го класса предлагается задание: заставить говорить молчащую таблицу, которая заполняется в ходе беседы, а на экране появляются записи в цвете.

Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью подчеркиваний, цвета.

Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером.

2. Использование компьютера при выполнении тренировочных упражнений, целью которых является первичное закрепление знаний и умений. Они позволяют сокращать время на переписывание текстов, когда необходимо только объяснение написания слова.

Использование на уроке тренировочной компьютерной программы дает возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект. Как  ни  парадоксально, но именно компьютеры по-настоящему оживляют уроки русского языка.

Возможно эффективное использование компьютера  на этапе объяснения новой темы. Например, при изучении темы «Морфологический разбор частей речи», где можно   использовать  гипертекстовый документ. Берется чистый лист, на нем набирается текст предложения, с которого делаются ссылки на другие документы. Если ученик не помнит, к примеру, что такое прилагательное, то в ссылке даются сведения о прилагательных. Если ученик не знает каких-то категорий прилагательных, то точно так же может выяснить это из закладок и выбрать правильный вариант. Эта работа хороша тем, что  ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал о любой  части речи: постоянные, непостоянные признаки; разряды, род, число, склонение прилагательных, синтаксическую роль. Создается благоприятный психологический климат, так ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи гипертекста.

3. Использование компьютера для осуществления контроля знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Словом, использование компьютера повышает мотивацию обучения, самостоятельность, развивает мышление, расширяет наглядность, вносит личностно-ориентированный аспект дифференцированного обучения.

Применение   компьютера  на уроках русского языка в данных условиях помогает учителю  решать множество задач: определение уровня обучаемости, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала.

Компьютер,  как  автоматизированная  система обучения и контроля знаний по русскому языку,  позволяет провести зачет, тест, контрольную работу, тут же получить таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количество, сформировать индивидуальный план занятий. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выделить  следующие  его  дидактические возможности:

·                  расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка;

·                  привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

·                  развитие познавательных способностей учащихся;

·                  способствует быстрому освоению материала, экономит время, в корне изменяет качество и содержание урока;

·                  способствует развитию мотивации у ученика;

·                  помогает быстрому усвоению сложного материала.

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка.

Таким образом использовать ЭВМ в процессе обучения можно с различными целями:

·                  для объяснения нового с целью максимального усвоения материала

·                  для оптимального закрепления пройденного материала

·                  для улучшения контроля и самоконтроля знаний ученика.

Компьютерный контроль имеет  ряд преимуществ:

·                    экономия времени на проверке работ учащихся

·                    ученик сразу видит свои ошибки и получает оценку

·                    снимается психологическая  зависимость от учителя «доброго» или «строгого», ученик начинает более  объективно оценивать себя

·                    итоги работы учащихся выводятся   на экран  сразу можно провести статистическую обработку результатов.

Однако ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является многофункциональным помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

В настоящее время уже разработано программное обеспечение практически по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Оно включает в себя обучающие и контролирующие программы.

Для тренировки орфографических и пунктуационных навыков в 5-9-х классах применима  программа-тренажер “Фраза”, в которой   учебный материал распределен по классам, темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. Темп работы в режиме тренировки индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется самим учеником. Для учащихся предусматривается подсказка. При неправильном ответе компьютер напоминает ученику правило и дает возможность еще раз подумать над допущенной ошибкой и исправит ее. Учащийся получает меньшее количество очков и оценка на данном этапе снижается. При правильных ответах машина выдает реплику “Молодец!” Программа “Фраза” может быть направлена на диагностику степени усвоения учениками конкретного правила. Перед началом работы с контролирующей частью программы учащимся предлагается ввести фамилию и имя, чтобы получить распечатку с указанием ошибок для планирования дальнейшей индивидуальной работы с ними. В контролирующем режиме работы программы ведется протокол, где фиксируется количество заданий и полученных правильных ответов. Таким образом, единые  структуры и методический подход к предъявлению учебного материала позволяет  объединить  педагогические программные средства в пакет программ, каждая из которых включает в себя три относительно автономных модуля (части, блока): обучающий, тренировочный, контролирующий.

Использование на уроке тренировочной компьютерной программы дает возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект. Используя программу «Фраза» на уроках русского языка в 5-9 классах можно сделать вывод: сильные ученики справляются с заданием достаточно быстро и хорошо, а учащиеся со средней и низкой грамотностью допускают ошибки. Немаловажное значение имеет тот факт, что появляются дополнительные  возможности для тренировки и закрепления умений и навыков учащихся. Работа с программой «Фраза» позволяет индивидуализировать работу школьников, облегчает дифференциацию оценки их знаний.

Особую ценность представляет  программа «1С: Репетитор. Русский язык», дающая  возможность интерактивно изучать русский язык. Данная учебная программа по русскому языку  включает весь школьный курс. Легкость применения, интересное оформление позволяет  учащимся  самостоятельно владеть программой. В  ней   можно найти  2 уровня подготовки – к устному и письменному экзаменам; 1400 вопросов  и задач с ответами,  объединенных  в 461 языковой практикум; 1500 статей справочного  материала, 70 контрольных диктантов, 600 статей лингвистического словаря; 46  озвученных анимационных моделей, 10 интерактивных таблиц; 3 часа  дикторского текста, развлекательную комнату отдыха, позволяющую немного отдохнуть во время занятий. Программа (при работе с выбранным вариантом) дает возможность выполнить задание до конца и только потом просмотреть допущенные  ошибки и ознакомиться с правилами.  «1С: - Репетитор. Русский язык», в отличие от программы-тренажера «Фраза», требует более основательного знания языка, а также довольно высокой способности к анализу и синтезу, потому она более  востребована у старшеклассников  при подготовке к ЕГЭ, изложению и др. видам экзамена. Выше перечисленные  программы  просты в обращении, их рациональное применение в условиях реального учебного процесса  позволяет внести элемент разнообразия  в арсенал традиционных методических средств.

Доказано, что использование ПК на уроках дает высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность. У учеников вырабатывается  довольно устойчивый  интерес к занятиям в компьютерном классе, меньше рассеивается внимание, т.к. существует обратная связь компьютера с обучаемым. Ребятам нравится непринужденность  обстановки,  общение с компьютером, возможность работать группами и индивидуально, возможность  повторить программу, если что-то не получается. Ученик  самоутверждается, у него  появляется вера в свои способности. 

Внедрение компьютерной технологии в образовательный процесс развивает, формирует  познавательную активность, творческий потенциал. Существенную помощь компьютер оказывает  и в формировании отдельных психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления, что составляет психологическую основу  обучения русскому языку. Компьютер выступает в данном случае «ускорителем» этих процессов.

«Научить жить  и работать в постоянно изменяющейся среде – новая задача педагогов и учащихся. Традиционные методы  и формы учебной работы, выработанные  педагогической культурой школы индустриального века, должны меняться в той мере, в какой на них «нарисованы» составляющие нового по своей сути деятельного содержания обучения» (А.Ю. Уваров). Новые информационные технологии способствуют решению этой задачи

 


Практическое применение компьютера на уроках русского языка

Практическое применение компьютера на уроках русского языка

Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером

Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка

В контролирующем режиме работы программы ведется протокол, где фиксируется количество заданий и полученных правильных ответов

В контролирующем режиме работы программы ведется протокол, где фиксируется количество заданий и полученных правильных ответов

Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности

Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020