Практическое занятие 4
1. Тема: «Составление служебных писем».
2. Цель занятия: научиться составлять и оформлять служебные письма в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003
3. Материальное обеспечение: тетради, ручки, карандаши, листы А4.
4. Исходные данные: Ситуационные задания.
5. Ход работы:
5.1. Рассмотреть методические указания по выполнению практической работе.
5.2. Составить бланк служебного письма.
5.3. Составить отчет.
6. Контрольные вопросы.
6.1. Понятие информационно-служебных документов.
6.2. Какой документ называется письмом?
6.3. Какие виды писем существуют?
6.4. В каком случае составляется письмо-просьба?
6.5. Перечислите реквизиты письма.
7. Литература.
7.1. Гладий Е.В. Документационное обеспечение управления: Учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013.
7.2. Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления / Л.А. Румынина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
7.3. Чуковенко А.Ю., Янкоеая В.Ф. Правила оформления документов: Комментарий к ГОСТ Р 6.30-2003 «Унификационные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Методические указания по выполнению практических задач
Деловая переписка – неотъемлемое средство связи предприятия с внешними организациями. В большинстве организаций письма превалируют над остальными документами.
Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т.д.
По содержанию и назначению письма могут быть: инструкционные, гарантийные, информационные, рекламные, коммерческие, рекламационные, письма-запросы, письма-извещения, письма-приглашения, письма-ответы и др.
Письма инструкционные (директивные) исходят из государственных или муниципальных органов управления и содержат, как правило, рекомендации, указания, разъяснения по вопросам отчетности, налогов, экологии и т.п.
Гарантийные письма содержат гарантии оплаты, сроков поставки или качества продукции.
К информационным условно относят письма, сообщения, просьбы, напоминания, предложения.
Рекламные письма содержат рекламу, цены предлагаемых товаров, услуг.
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении договоров. Они представляют собой обращения покупателей к продавцам с просьбой дать подробную информацию о товарах, услугах и/или направить предложение (оферту) на поставку товара, ответы продавцов, рекламации (претензии по качеству товара), ответы на рекламации, кредитные письма и т.п.
В рекламационных (претензионных) письмах предприятия требуют возмещения убытков. Рекламация должна иметь копии документов, как правило актов, подтверждающих такие факты. Оформляются подобные копии в виде приложения к основному документу (рекламации).
При заключении контрактов с иностранными партнерами используются кредитные письма (L/C – Letter of credit), к которых продавец просит предоставить гарантийное письмо из банка покупателя с номером валютного расчетного счета и гарантиями банка оплаты покупателем товара или услуг.
В письмах-запросах предприятие просит разъяснить какой-либо факт или действие и побуждает фирму контрагента (или государственную организацию) дать ответное письмо.
В некоторых случаях составляются сопроводительные письма, когда направляемый адресату основной документ требует дополнительного пояснения. В сопроводительном письме указывается, с какой целью направляется основной документ, что с ним необходимо сделать и в какие сроки.
Для составления писем, факсов используется специальный бланк письма. Он содержит следующие реквизиты:
· Государственный герб Российской Федерации (герб субъекта Российской Федерации или города)
· эмблему организации (при наличии герба не проставляется)
· код организации (предприятия) по ОКПО
· наименование вышестоящей организации (если она имеется)
· наименование организации (предприятия)
· справочные данные об организации (почтовый адрес, номера телефонов, телефаксов, адрес электронной почты, Web –страницы в Internet, номера счетов в банке, банковский идентификационный код (БИК) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер и дату лицензии).
На бланках письма допускается указывать трафаретные части следующих реквизитов: дата, регистрационный номер документа и ссылка на регистрационный номер и дату документа, например:
_______ № _______ На № _______ от_______
На бланках письма ставятся ограничительные уголки для следующих реквизитов:
· адресат
· заголовок к тексту
· отметка о контроле
В письмах, факсах название вида документа не указывается, за исключением гарантийного письма.
В заголовочной части письма печатаются следующие реквизиты:
· дата
· номер
· ссылка на регистрационный номер и дату документа (если письмо является ответом)
· заголовок к тексту, изложенный одной фразой
В письмах должны быть правильно указаны составные части реквизита «адресат» (получателя письма): предприятие (организация), структурное подразделение, должность, фамилия и инициалы, почтовый адрес получателя.
Если письмо одного содержания направляется нескольким адресатам, сначала указывается адрес основного получателя, затем перечисляются другие. Если документ направляется более чем четырем адресатам, составляется список рассылки и на каждом экземпляре указывается лишь один адрес, которому направляется конкретный экземпляр.
Если письмо направляется в дополнение к ранее посланному, то в нем следует указать дату и номер ранее посланного письма.
Текст письма – должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Текст письма, как правило, не превышает одной страницы. Факты и события должны представляться объективно, кратко и ясно.
Текст письма чаще всего состоит из вводной части и основной.
Во вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы, например:
«В связи с тем, что при получении груза 26.01.2005 по накладной № 238864 в исправном вагоне с ненарушенными пломбами грузоотправителя, при вскрытии ящиков и проверке содержимого с участием представителя … была установлена недостача … штук изделий на сумму) … (коммерческий акт от 26.01.2005 № 247)…».
Во второй части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т.п.), например:
«Просим в течение 10 банковских дней перечислить указанную сумму на наш расчетный счет…».
Для большинства деловых писем характерна повторяемость одних и тех же оборотов, освоив которые можно составлять тексты различных писем.
Начало письма (факса) может иметь следующие варианты обращения:
· Уважаемый Игорь Леонидович
· Господин Зорин
· Игорь Леонидович
· Уважаемый г-н Зорин
· Уважаемые господа! (употребляется, когда неизвестны имена получателей письма)
Большинство писем продолжаются далее словами:
· В связи с…
· Согласно договору от … № …
· Нами рассмотрены Ваши предложения
· В соответствии с Вашей просьбой и т.д.
Если в заголовочной части письма-ответа заполнен реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату документа», то не следует повторять ссылку на документ в тексте письма.
В письмах используют следующие формы изложения:
· от первого лица множественного числа («направляем на согласование», «просим рассмотреть»)
· от первого лица единственного числа («прошу перечислить», «считаю необходимым»)
· от третьего лица единственного числа («банк не может согласиться», «компания не возражает»).
Если письмо оформлено на должностном бланке, то текст излагается от первого лица единственного числа : прошу …, направляю …, считаю необходимым… .
В зависимости от вида письма при составлении текста используют следующие обороты:
Отправка груза, документа
1. Отправляем Вам…
2. Направляю Вам…
3. Высылаем Вам…
4. В соответствии с Вашей просьбой направляем…
5. Согласно нашей договоренности отправляем Вам…
Напоминание
6. Напоминаем Вам, что…
7. По истечении … срока предложение нашей фирмы теряет силу.
Подтверждение
4.Концерн … получает подтверждение …
5.Подтверждаю, что партия товара получена …
Извещение
6.Сообщаем Вам, что …
7.Ставлю Вас в известность, что …
8.Извещаем Вас, что …
9.Считаем необходимым поставить Вас в известность …
Просьба
1. Мы будем благодарны, если Вы сможете …
2. Нам хотелось бы получить …
3. Мы очень заинтересованы в решении этого вопроса …
4. К сожалению, в связи с временными трудностями предлагаем перенести решение вопроса на более поздний срок.
5. В соответствии с нашей договоренностью просим Вас …
Благодарность
10.Мы признательны Вам …
11.Выражаем благодарность за …
12.С благодарность подтверждаем …
Вводные слова и обороты позволяют придать деловому письму различные оттенки. Например, если фразу: «Мы не можем заключить договор с Вашей фирмой …» дополнить «к сожалению», то отказ звучит не столь категорично и оставляет шанс для дальнейшего сотрудничества.
Наиболее распространенными ошибками при составлении писем являются:
· в апреле месяце
· польза от использования
· следует учитывать следующие факторы
· представление информации пользователю
· данное явление проявилось
· настоящим сообщаем
· потребное количество товара
· приложение: упомянутое на 3 листах
Если письмо составлено на двух и более страницах, вторая и последующие страницы нумеруются арабскими цифрами посередине верхнего поля листа.
Письма могут заканчиваться фразами:
· Надеемся, что наша просьба не будет для Вас затруднительной
· Мы рассчитываем на успешное продолжение сотрудничества
· Мы надеемся на Вашу заинтересованность в расширении связей
· С уважением и т.п.
1. Записать номер практической работы, тему и цель работы
2. Записать коротко предложенные задания
Практическая работа состоит из 3-х заданий по составлению служебных писем. Чтобы оформить документы необходимо использовать типовые формы, которые находятся в приложениях. В приложениях также представлены заполненные образцы этих документов.
Оформление документов производится в редакторе Microsoft Word с соблюдением всех отступов и интервалов. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.
Задание 1
Составьте письмо – приглашение № 544 от 10.07.20__ по сл. данным:
Институт точных приборов посылает письмо – приглашение директору ЦНИИ «Прометей» Константину Сергеевичу с приглашением посетить международную специализированную выставку «Экономия материальных и топливно – энергетических ресурсов в строительстве и промышленности». Выставка состоится в г. Донецк в выставочного центре на пл. Конституции 18 августа 20__ года с 9.00 до 20.00. Адрес института точных приборов г. Донецк, ул. Мичурина 36, тел. 337-87-77. Директор института точных приборов С. К. Сергеев.
Используйте приложение 1.
Задание 2
Составьте гарантийное письмо № 589 от 23.09.20__ по следующим данным:
ООО «Миг» гарантирует АО «Восторг» отгрузку аккумуляторных батарей на сумму 324000 (Триста двадцать четыре тысячи) рублей 00 копеек в течение 2-х недель с момента поступления денежных средств на расчетный счет.
Адрес ООО «Миг» г. Донецк ул. Садовая 36, тел. 337-87-87. Директор ООО «Миг» М. К.Максимов.
Используйте приложение 1.
Задание 3
Составьте информационное письмо № 59 от 12.09.20__ по следующим данным:
Донецкий электрометаллургический техникум сообщает директору школы № 12 В.С. Антоновой о том, что в новом учебном году техникум открывает два новых факультета:
1. Коммерческая деятельность.
2. Юридический.
Правила приема общие для всех.
Адрес Донецкого электрометаллургического техникума г. Донецк ул. Ткаченко 104, тел. 337-87-87. Директор техникума И.А. Караван.
Используйте приложение 1.
Приложение 1.
Наименование организации Реквизит «Адресат»
отправителя
Справочные данные организации-
отправителя
№ от
Текст письма. Письма – приглашения начинаются со слов «Уважаемый ...........! »
Текст гарантийного письма начинается со слов «Настоящим гарантируем …»
Текст информационного письма начинается со слов «Администрация техникума сообщает, что …»
Должность отправителя И. О. Фамилия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.