Практическая работа №5
Тема Источники загрязнения водоемов.
Цель углубление знаний о гидросфере, об экологической роли воды, об источниках загрязнения вод и их последствиях, рациональном использовании и охране водных ресурсов.
Теоретическая часть
Качество жизни человека определяется, в числе прочих, такими категориями, как пища, тепло и холод, чистые воздух и вода, электрическая энергия, объем отходов жизнедеятельности. При этом роль воды как жизнеобеспечивающего фактора не ограничивается только хозяйственно-питьевым использованием. Можно уверенно сказать, что вода (особо чистая, техническая, минеральная, термальная, сточная и т. д.) участвует во всех производственных циклах, а значит прямо или косвенно влияет на все категории, определяющие качество жизни.
Вода – важнейший компонент любой экосистемы. Состав и свойства воды прямо или косвенно влияют на экологическое состояние всех природных объектов, т. к. совершая круговорот, природная вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. Высокая растворяющая способность воды приводит к ее загрязнению опасными для жизнедеятельности организма твердыми, жидкими и газообразными веществами. Состав воды отражает экологическое состояние не только самого водного объекта, но и свидетельствует об экологическом благополучии контактирующих с водой почв, атмосферного воздуха.
По результатам химического анализа вод и водных вытяжек почв и горных пород делается заключение о степени антропогенного влияния на территорию.
Кажущиеся колоссальными запасы водных ресурсов планеты создают иллюзию их изобилия и неисчерпаемости. Вместе с тем следует принимать во внимание, что только незначительная часть воды (около 0,02 %) доступна для практического использования.
По мнению многих видных ученых, водный кризис уже охватил большую часть планеты, а к 2025 г. останется только 3 страны с достаточной обеспеченностью пресной водой: Бразилия, Канада и Россия.
Ход роботы
1. Входной контроль:
1.1. Основной объем пресной воды сосредоточен:
а) в ледниках;
б) во влаге атмосферного воздуха;
в) в пресных озерах;
г) в подземных водах.
1.2. Что означает термин «цветение воды»:
а) период, когда расцветают кувшинки, водяные лилии;
б) зарастание берегов водоема прибрежными растениями, разные сроки цветения которых обеспечивают продолжительный период красивого оформления береговой линии;
в) массовое развитие сине-зеленых водорослей из-за избытка азота и фосфора, поступающего в водоем со сточными водами.
1.3. Какие из приведенных ниже утверждений являются, по вашему мнению истинными:
а) при стирке белья полоскать лучше в проточной воде;
б) использование посудомоечных машин – хоть и более дорогой, но эффективный способ экономии воды и электроэнергии при мытье большого количества посуды;
в) при использовании рычаговых смесителей меньше воды уходит «впустую» при подборе оптимальной температуры воды;
г) избежать больших потерь воды можно, если принимать ванну, а не душ.
1.4. Для очистки сточных вод от твердых нерастворимых примесей целесообразно использование:
а) биологических фильтров.
б) экстракции.
в) гидроциклонов.
г) электрокоагуляции.
1.5 Для очистки вод от органических соединений целесообразно использование:
а) биологических фильтров.
б) экстракции.
в) гидроциклонов.
г) электрокоагуляции.
2. Последовательность выполнения практической работы
2.1. В табл. 1-3 приведены результаты химических анализов воды из разных водоисточников (скважин, колодцев, рек). Оцените пригодность указанных преподавателем проб воды для питья на основании сравнения этих результатов и нормативных значений, указанных в приложениях 1,2.
Таблица 1
Результаты анализа воды в источниках водоснабжения
Таблица 2
Результаты анализа воды в источниках водоснабжения
Таблица 3
Результаты анализа воды в источниках водоснабжения
3. Выходной контроль
3.1. Обоснуйте значение воды, учитывая разные аспекты: а) Вода – геологический фактор, регулятор климата; б) Вода – основа жизни на Земле; в) Вода как фактор здоровья человека; г) Вода в хозяйственной деятельности че6ловека.
3.2. Каковы, по вашему мнению, главные причины водно-экологического кризиса? В каких странах уже сейчас запасы пресной воды стали лимитирующим фактором развития не только в экосистемах, но и в социальной сфере и экономике? Предложите пути решения водно-экологического кризиса.
3.3. Установите соответствие между типами загрязнений и вызывающими их видами воздействий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите одну или несколько соответствующих позиций из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
4. Защита роботы: индивидуальный опрос по теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.