Практическое занятие на тему :Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций.
Оценка 4.8

Практическое занятие на тему :Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций.

Оценка 4.8
docx
математика
17.05.2020
Практическое занятие на тему :Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций.
ПЗ-17.docx

ПЗ № 17. Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций.

Задание:

1) Опорный конспект.

А) Примеры применения различных функций  в жизни, технике, природе.

Определение. Числовой функцией с областью определения D называется соответствие, при котором каждому числу x из множества D сопоставляется по некоторому правилу единственное число y, зависящее от x.  Принято называтьx независимой переменной или аргументом, а у — зависимой переменной или значением функции.

Записывают указанное соотношение между x и у в общем виде так: у = f (x) или у = F (x) и т. п.

График функции y = f (х) - это множество всех точек плоскости, координаты (х, у) которых удовлетворяют соотношению y = f(x).

Способы задания функции:

1)   аналитический (с помощью формулы);

2)   графический;

3)   табличный;

4)   словесный.

а) Линейная функция

Функция y = a x + b называется линейной потому, что ее график есть прямая линия. Характеристическим свойством линейной функции является изменение функции пропорционально изменению аргумента. Поэтому с помощью линейной функции описываются пропорциональные зависимости. Например, при равномерном движении с постоянной скоростью v пройденный путь s пропорционален времени t и выражается формулой s = v t, т.е. s – линейная функция t.

Пример линейной функции дает зависимость между различными шкалами температур. Абсолютная температура Т (по Кельвину) связана с температурой t ͦ C на шкале Цельсия формулой t = T + 273 ͦ. Другой пример – напряжение в электрической цепи прямо пропорционально силе тока U = IR. Можно много приводить примеров линейных зависимостей в физике, химии. Рассмотрим задачу на линейное расширение тел.

Задача. При температуре 0 оС рельс имеет длину l0= 12,5 м. при возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону l(tо) = l0(1 + Описание: http://festival.1september.ru/articles/593061/img2.giftо),где Описание: http://festival.1september.ru/articles/593061/img2.gif= 1,2 ˖ 10–5коэффициент теплового расширения в градусах Цельсия в минус первой степени, tо – температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 6 мм. Ответ выразить в градусах Цельсия.

Решение. Выразим из заданной формулы t:    .

Заметим, ,

тогда

Ответ: 40.

б) Квадратичная функция

Графиком квадратичной функции

 является парабола.

Хорошо известно, что траектория камня, брошенного под углом к горизонту, летящего футбольного мяча или артиллерийского снаряда будет параболой (при отсутствии сопротивления воздуха). Однако мало кто знает, что зона достижимости для пущенных нами камней вновь будет параболой. В данном случае мы говорим об огибающей кривой траекторией камней, выпущенных из данной точки под разными углами, но с одной и той же начальной скоростью. Если рассматривать такую огибающую в пространстве, то возникнет поверхность, образованная вращением этой параболы вокруг ее оси. Такая поверхность носит название параболоида вращения.

Задача. Высота над замлей подброшенного вверх мяча меняется по закону h(t)=1,6 + 8t - 5t^2 , где h — высота в метрах, t — время в секундах, прошедшее c момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее трёх метров?

-Решение. Решим неравенство,

, , t1 = 1,4,  t2 = 0,2

-0,21,40,2  ≤ t1,4

t = 1,4 - 0,2 = 1,2

                                                         Ответ: 1,2

Парабола обладает оптическим свойством: все лучи, исходящие из источника света, находящегося в фокусе параболы, после отражения оказываются направленными параллельно ее оси. Это свойство параболы используется при изготовлении прожекторов, автомобильных фар, карманных фонариков, зеркала которых имеют вид параболоидов вращения.            

Б)Функциональные зависимости в повседневной жизни

Пример 1. Рассмотрим деление праздничного торта между гостями. Отчего зависит количество порций?– от числа гостей. А от чего зависит вес порции? – тоже от числа гостей.

− В первом случае, чем больше гостей, тем на большее количество порций мы должны разделить торт (рис. 1).

Рис. 1Рис. 2

Здесь наглядно можно представить прямую пропорциональную зависимость.

Во втором случае, чем больше гостей, тем меньше вес порции. Здесь мы видим обратную пропорциональную зависимость (рис. 2).

Рис. 3Пример 2. Мы живём в век информационных технологий. Ежедневно мы получаем массу информации из различных источников: телевидения, радио, газет, журналов, и, конечно, из Интернета. Известно, что объём информации каждые пять лет увеличивается в два раза.

Если построить график зависимости объёма информации от времени, то получим некоторую кривую, которая в математикеРис. 1 называется экспонентой и является Рис. 1графиком показательной функции (рис. 3).Рис. 1

Пример 3.На голове человека растут волосы, которые регулярно  стригут.

Рис. 4График полученной зависимости (при условии, что стрижку делают регулярно) похож на функцию дробной части числа, смещённую на aединиц вверх:   (рис. 4).    

Пример 4. За время обучения в школе каждый год переходим в следующий класс.

 Такая зависимость сходна с функцией целой части числа  на ограниченном промежутке  (рис. 5).

                  

 

 

Рис. 5
 

 

 

 

 


Пример 5. По графикам оценить

множество значений каждой из

представленных функций.          

http://festival.1september.ru/articles/502264/img1.gif

Ответ:

http://festival.1september.ru/articles/502264/img9.gif

2)Решить задание:

1)

тренировочные

2) Функция задана формулой f(х) = - 5х – 2. Найдите: а) f(0); б) f(2); в) f(- 3); г) f().

3) Известно, что g(х) = 12 – 4х. Найдите значение х, при котором: а) g(х) = 0; б) g(х) = - 8.

4) Функция задана формулой f(х) = . Найдите: а) f(0); б) f(2); в) f(- 3); г) f().

5) Постройте график функции у = х +3. При каких значениях х выполняется неравенство ?

6) С помощью формул описано изменение температуры воды в баке (в 0С) как функции времени t (в минутах):                            

                                                2t + 20, если 0 ≤ t < 40,

                                 p =       100, если 40 ≤ t < 60,

                                             t + 140, если 60 ≤ t ≤ 150.

Найдите: р (20); р (40); р (50); р (60); р (90). Постройте график функции р = f (t). Какой физический смысл имеет рассматриваемый процесс в каждом из промежутков [0;40], [40;60], [60;150]?

7) Известно, что g(х) = 2х – 4. Найдите значение х, при котором: а) g(х) = 0; б)  g(х) = - 8.

8) Зависимость расстояния s (в километрах) велосипедиста до базы от времени его движения t (в часах) задана следующим образом:    

                                                                                       2t + 20, если 0 ≤ t < 40,

                                                                       s  =       100, если 40 ≤ t < 60,

                                                                                    t + 140, если 60 ≤ t ≤ 150.

Найдите: s (0); s (1); s (1,4); s (2). Постройте график функции s = f (t) (масштаб по оси t: 1 ед. – 6 клеточек; по оси s: 10 ед. – 4 клеточки). Опишите, как происходило движение велосипедиста.

9) По графикам оценить множество значений каждой из представленных функций.        

 

парhttp://festival.1september.ru/articles/502264/img2.gif

10) 1. По графику функции у = 2х2 найдите:

а) значение функции, если х = 10; х = – 12;

б) значение аргумента, если у = 4; у = – 5.

2. Постройте график функции у = – 0,5х2

11) Садово-огородные процессы тоже можно представить в виде функции и построить график. К примеру, яблоко росло, зрело, потом его высушили. Постройте эту кусочную функцию.

12) Постройте график функции:

.

13) Вычислите координаты точек пересечения параболы и прямой:

      .

14) Постройте график функции:

      .


 

ПЗ № 17. Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин

ПЗ № 17. Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин

Ответ: 1,2 Парабола обладает оптическим свойством: все лучи, исходящие из источника света, находящегося в фокусе параболы, после отражения оказываются направленными параллельно ее оси

Ответ: 1,2 Парабола обладает оптическим свойством: все лучи, исходящие из источника света, находящегося в фокусе параболы, после отражения оказываются направленными параллельно ее оси

Пример 5 . По графикам оценить множество значений каждой из представленных функций

Пример 5 . По графикам оценить множество значений каждой из представленных функций

Постройте график функции у = х +3

Постройте график функции у = х +3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2020