ПЗ № 17. Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций.
Задание:
1) Опорный конспект.
А) Примеры применения различных функций в жизни, технике, природе.
Определение. Числовой функцией с областью определения D называется соответствие, при котором каждому числу x из множества D сопоставляется по некоторому правилу единственное число y, зависящее от x. Принято называтьx независимой переменной или аргументом, а у — зависимой переменной или значением функции.
Записывают указанное соотношение между x и у в общем виде так: у = f (x) или у = F (x) и т. п.
График
функции y = f (х) - это множество всех точек плоскости, координаты (х,
у) которых удовлетворяют соотношению y = f(x).
Способы задания функции:
1) аналитический (с помощью формулы);
2) графический;
3) табличный;
4) словесный.
а) Линейная функция
Функция y = a x + b называется линейной потому, что ее график есть прямая линия. Характеристическим свойством линейной функции является изменение функции пропорционально изменению аргумента. Поэтому с помощью линейной функции описываются пропорциональные зависимости. Например, при равномерном движении с постоянной скоростью v пройденный путь s пропорционален времени t и выражается формулой s = v t, т.е. s – линейная функция t.
Пример линейной функции дает зависимость между различными шкалами температур. Абсолютная температура Т (по Кельвину) связана с температурой t ͦ C на шкале Цельсия формулой t = T + 273 ͦ. Другой пример – напряжение в электрической цепи прямо пропорционально силе тока U = IR. Можно много приводить примеров линейных зависимостей в физике, химии. Рассмотрим задачу на линейное расширение тел.
Задача.
При температуре 0 оС рельс имеет длину l0=
12,5 м. при возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса и
его длина, выраженная в метрах, меняется по закону l(tо)
= l0(1 + 
tо),где
= 1,2
˖ 10–5 – коэффициент теплового расширения в градусах
Цельсия в минус первой степени, tо – температура (в градусах
Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 6 мм. Ответ выразить в
градусах Цельсия. 
Решение.
Выразим из заданной формулы t:   
. 
Заметим,
, 
тогда
![]()
Ответ: 40.
б) Квадратичная функция
Графиком квадратичной функции
 является парабола.
Хорошо известно, что траектория камня, брошенного под углом к горизонту, летящего футбольного мяча или артиллерийского снаряда будет параболой (при отсутствии сопротивления воздуха). Однако мало кто знает, что зона достижимости для пущенных нами камней вновь будет параболой. В данном случае мы говорим об огибающей кривой траекторией камней, выпущенных из данной точки под разными углами, но с одной и той же начальной скоростью. Если рассматривать такую огибающую в пространстве, то возникнет поверхность, образованная вращением этой параболы вокруг ее оси. Такая поверхность носит название параболоида вращения.
Задача.
Высота над замлей подброшенного вверх мяча меняется по закону
, где h — высота в метрах, t —
время в секундах, прошедшее c момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться
на высоте не менее трёх метров?
Решение. Решим
неравенство
,
, 
, t1
= 1,4,  t2
= 0,2
![]()

![]()
![]()
0,2  ≤ t ≤ 1,4
t = 1,4 - 0,2 = 1,2
Ответ: 1,2
Парабола
обладает оптическим свойством: все лучи, исходящие из источника света,
находящегося в фокусе параболы, после отражения оказываются направленными
параллельно ее оси. Это свойство параболы используется при изготовлении
прожекторов, автомобильных фар, карманных фонариков, зеркала которых имеют вид
параболоидов вращения.             
Б)Функциональные зависимости в повседневной жизни
Пример 1. Рассмотрим деление праздничного торта между гостями. Отчего зависит количество порций?– от числа гостей. А от чего зависит вес порции? – тоже от числа гостей.
− В первом случае, чем больше гостей, тем на большее количество порций мы должны разделить торт (рис. 1).
![]()
![]()


Здесь наглядно можно представить прямую пропорциональную зависимость.
Во втором случае, чем больше гостей, тем меньше вес порции. Здесь мы видим обратную пропорциональную зависимость (рис. 2).
![]()
Пример 2. Мы живём в век
информационных технологий. Ежедневно мы получаем массу информации из различных
источников: телевидения, радио, газет, журналов, и, конечно, из Интернета.
Известно, что объём информации каждые пять лет увеличивается в два раза.
Если
построить график зависимости объёма информации от времени, то получим некоторую
кривую, которая в математике
 называется экспонентой
и является 
графиком
показательной функции (рис. 3).![]()
Пример 3.На голове человека
растут волосы, которые регулярно  стригут.
График полученной
зависимости (при условии, что стрижку делают регулярно) похож на функцию
дробной части числа, смещённую на aединиц вверх: 
  (рис. 4).     
Пример 4. За время обучения в школе каждый год переходим в следующий класс.
 Такая
зависимость сходна с функцией целой части числа 
 на ограниченном
промежутке  (рис.
5).

Пример 5. По графикам оценить
множество значений каждой из
представленных функций.

Ответ:

2)Решить задание:
1)

2) Функция задана
формулой f(х) = - 5х – 2.
Найдите: а) f(0); б) f(2); в) f(- 3); г) f(
).
3) Известно, что g(х) = 12 – 4х. Найдите значение х, при котором: а) g(х) = 0; б) g(х) = - 8.
4)
Функция задана формулой f(х) = 
. Найдите: а) f(0); б) f(2); в) f(- 3); г) f(
).
5)
Постройте график функции у = х +3. При каких значениях х выполняется
неравенство 
?
6) С помощью формул описано изменение
температуры воды в баке (в 0С) как функции времени t (в
минутах):                             
2t + 20, если 0 ≤ t < 40,
p = 100, если 40 ≤ t < 60,
                                             
t + 140, если 60
≤ t ≤ 150.
Найдите: р (20); р (40); р (50); р (60); р (90). Постройте график функции р = f (t). Какой физический смысл имеет рассматриваемый процесс в каждом из промежутков [0;40], [40;60], [60;150]?
7) Известно, что g(х) = 2х – 4. Найдите значение х, при котором: а) g(х) = 0; б) g(х) = - 8.
8) Зависимость расстояния s (в километрах)
велосипедиста до базы от времени его движения t (в часах) задана
следующим образом:     
2t + 20, если 0 ≤ t < 40,
                                                                      
s  = 
      100, если 40
≤ t < 60,
                                                                               
     
t + 140, если 60
≤ t ≤ 150.
Найдите: s (0); s (1); s (1,4); s (2). Постройте график функции s = f (t) (масштаб по оси t: 1 ед. – 6 клеточек; по оси s: 10 ед. – 4 клеточки). Опишите, как происходило движение велосипедиста.
9) По графикам оценить множество значений каждой из представленных функций.


10) 1. По графику функции у = 2х2 найдите:
а) значение функции, если х = 10; х = – 12;
б) значение аргумента, если у = 4; у = – 5.
2. Постройте график функции у = – 0,5х2
11) Садово-огородные процессы тоже можно представить в виде функции и построить график. К примеру, яблоко росло, зрело, потом его высушили. Постройте эту кусочную функцию.
12) Постройте график функции:
.
13) Вычислите координаты точек пересечения параболы и прямой:
     
.
14) Постройте график функции:
      
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.