Практическое занятие по дисциплине История на тему: "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII в"

  • docx
  • 23.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Макарова ЛС задание 2.docx

1.      Назначение задания:

Общая компетенция:  Общие компетенции в сфере работы с информацией

Аспект общей компетенции:  делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них на основе заданных посылок и   приводит аргументы в поддержку вывода

Уровень I I

Специальность:  15.02.14 Оснащение средствами автоматизации Автоматизация технологических процессов и производств

Предмет:  ОУП.5 История

Тема: Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII в

2.      Методический комментарий к заданию

   Данное задание дается в конце изучения темы «Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII в»,  в качестве самостоятельного задания по изучению нового материала, с целью формирования представления об отношении Русь-Орда, в чем заключалось иго Золотой Орды, какие последствия имело нашествие.

   В конце занятия рекомендуется провести тестовый контроль, с целью корректировки  самостоятельно полученных знаний.

3.      Задание

Дайте аргументированную  оценку каждому документу как историческому  источнику. Сравните точки зрения на взаимоотношения Руси и монголов в источниках и сделайте вывод о взаимоотношениях Русь – Орда.

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

…..

 

Текст

Источник 1

С. М. Соловьев. История России с древнейших времен

 (извлечение)

      Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтобы князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам...; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа... которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий... если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует, чего только захочет, и получает. <...> В самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.

 

Источник 2

      В. О. Ключевский. Курс русской истории

      (извлечение)

      Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью.<...> Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар, их князья звались холопами «вольного хана»...

 

Источник 3

Л. Н. Гумилев. От Руси к России. Очерки этнической истории

(извлечение)

      Великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку — город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.

 

Источник 4

Н. А. Макаров. Русь. Век тринадцатый7

(извлечение)

      При всем множестве связующих нитей между культурными явлениями «киевского» и «удельного» периодов для археолога очевидны глубокие качественные различия между древнерусской культурой второй половины XII и первой половины XIV в. Абстрагируясь от деталей, отмечу лишь наиболее значимые изменения. Во-первых, исчезла из обихода значительная часть повседневных вещей, составлявших материальный мир Древней Руси и являвшихся в глазах ее обитателей яркими индикаторами ее культурного своеобразия и экономического достатка. Во-вторых, это пресечение или угасание ряда ремесел и производств, в том числе тех, продукция которых предназначалась для элиты древнерусского общества. В-третьих, отказ от целого ряда культурных символов и традиций, важных для общественных отношений и религиозного сознания предшествующей эпохи, таких, как, например, парадный женский убор, знакомый нам по кладам XI — первой половины XIII в., или курганный обряд погребения.

 

Источник 5

В. А. Кучкин. Русь под владычеством Золотой Орды8

(извлечение)

      После нашествия Батыя перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества, пришло в упадок Черниговское. Сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники. Западные и южные княжества постепенно подпали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского населения стали лесистое Волго-Окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности.

      Под воздействием военных нападений монголо-татар жители плодородного владимиро-суздальского ополья стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра вел к образованию новых периферийных княжеств, усиливавших феодальную разобщенность русских земель. К 70-м гг. XIII в. на русском Северо-Востоке помимо домонгольских княжеств: великого Владимирского, Переяславского, Юрьевского, Ростовского, Ярославского, Углического, Суздальского и Стародубского — возникли княжества Московское, Тверское, Галицко-Дмитровское, Белозерское, Костромское, Городецкое.

 

 

 

Инструмент проверки

 

1.      Татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды.

2.      В экономическом отношении она проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам, ли, как ее называли на Руси, «ордынский выход»

3.      Особенность отношений между Русью и Ордой в том, что первая стала вассалом Батыя. Все русские земли были обложены данью – ясаком. Для этого впервые проводиться перепись населения в 1257 – 1259 гг.

4.      За сбором дани и порядком следили ханские наместники – баскаки.

5. Русские князья чтобы править в своих княжествах должны были получать от хана ярлыки – грамоты на княжение.

6. Татаро – монголы не посягали на религию, культуру, традиции, форму хозяйствования, политический строй Руси.

 

Вывод: Татаро – монгольское иго – это экономическая зависимость Руси от Золотой Орды

Русь не просто потерпела урон в противоборстве с татаро-монголами, но стала завоеванной территорией, частью золотоордынской империи. Русь стала одной из частей (улусов) громадной империи ханов.

 

За вывод

3 балла

За каждый полностью приведенный аргумент

2 балла

За неполный аргумент

1 балл

Максимальный балл

15  баллов

 

Критерии оценки

Максимальное количество -  Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100% ( 14-15 баллов)

5

отлично

80 -89% (12-13 баллов)

4

хорошо

70 -79% (10-11 баллов)

3

удовлетворительно

0 -  69%  (0-9 баллов)

2

неудовлетворительно

 

 

 

Использованные материалы

1.      Кацва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ””, 2009.

2.      Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанцев, О.П. Епифанцева. – М.: Просвещение, 2011.

3.      studopedia.ru›1_16078_istorik-sm-solovev…mongolo


 

4.