Практическое занятие «Рефлексия «Дерево целей и познания»»
МБОУ «Средняя школа №51 им.А.М.Аблукова»
Трушиной Т.С.
Цель: создать молодым педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере профессиональной деятельности и личностных особенностей.
Задачи:
· Подвести итоги работы школы молодого учителя за год;
· Познакомить с приемами рефлексии;
· Проанализировать результаты взаимодействия в текущем году, опыт и знания, приобретенные на занятиях;
· Обозначить круг проблем для рассмотрения в следующем учебном году;
Форма проведения: практическое занятие.
Оборудование: заготовки из бумаги для изображения дерева, листы бумаги с изображением рефлексивной мишени, фломастеры, презентация, мультимедийный комплекс.
Ход занятия:
1. Приветствие участников занятия.
Ведущий представляет себя, называет цель и план занятия, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.
Молодым педагогам предлагается посмотреть презентацию о работе школы «Первые шаги» в текущем учебном году, вспомнить темы, которые рассматривались на занятиях.
2. Просмотр фильма о работе городской школы «Первые шаги», подведение итогов,
рефлексия «Мишень».
Участникам предлагается познакомиться с таким приемом рефлексии как «Мишень».
С помощью этого приема оценивается работа школы «Первые шаги» с различных сторон.
Каждой группе раздаются изображения мишеней, разделенных на секторы:
1сектор – полезность полученной информации.
2 сектор – доступность изложения
3 сектор – новизна полученной информации
4 сектор – мотивация к анализу своей деятельности.
Каждый участник приклеивает стикер (стреляет в мишень) по одному в каждый сектор. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в поле «10».
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в
рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
3. Определение плана работы городской школы «Первые шаги» на новый
2018-2019учебный год. Рефлексия «дерево целей и предсказаний».
Участникам предлагается определить темы и формы работы на следующий учебный год. Эта работа проводится с помощью приема «Дерево целей и предсказаний».
На доске силуэт дерева.
Корни –темы, которые педагоги хотели бы рассмотреть в следующем году.
Ветви – проблемы, остро стоящие перед молодыми учителями.
Листья – формы организации занятий, подачи материала по данной теме.
Педагоги работают в группах за столами. На заготовленных формах из бумаги им предлагается записать темы, проблемы и формы организации занятий в следующем учебном году. Затем каждая группа прикрепляет части дерева на доску, обосновывая свой выбор. Подводится итог.
4. Напутствия и пожелания слушателям.
Презентация притчи «Крылья». Из книги Амонашвили Ш.А. Вера и любовь.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
5. Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.