Проект
«В книжной памяти мгновения войны»
Введение
Великая Отечественная война - целая историческая эпоха. Новое подрастающее поколение детей, родившихся в начале XXI в., воспринимает эту войну как далекую историю. Однако историю своей страны необходимо знать и не забывать ради будущего. Историческая память о войне 1941-1945 гг. – это общенародная ценность, которая формирует духовный капитал России, ее целостность и историческую значимость на мировой арене. Школьное образование, уроки истории дают ученикам знания об этом важном и трагическом событии в жизни страны, однако они не являются единственными источниками информации для детей. Одним из основных источников, который формирует историческое сознание и чувство патриотизма, способствует сохранению памяти поколений, всегда была литература о войне. Сохранить память о войне, о ее главных событиях детям помогают книги и самостоятельная работа с книгой.
Актуальность
Указом президента В. В. Путина 2020 год в Российской Федерации
объявлен Годом памяти славы в целях сохранения исторической памяти и в
ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Проект приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и
славы.
Девиз проекта: «Читаем, чтобы знать! Читаем, чтобы помнить!»
Цель проекта – стимулирование интереса к чтению литературы о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- популяризация произведений о Великой Отечественной войне среди школьников;
- приобщение детей и подростков к чтению лучших произведений литературы о Великой Отечественной войне различных жанров: стихами, прозаическим произведениям, познавательным изданиям, воспоминаниям участников войны и т.д.
- активизация работы по продвижению книг военно-патриотической тематики.
Идея проекта: каждый участник проекта становится «литературным разведчиком», который ищет и находит в «книжной памяти» необходимую информацию о самых знаменательных событиях войны.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта: 1 января 2020 – 15 мая 2020.
Формы реализации проекта.
Повышение эффективности популяризации книг о Великой Отечественной войне основано на внедрении активных поисковых форм массовой работы, включающих в себя самостоятельную работу с книгой. Их задача – стимулировать читательскую активность, любознательность, творчество.
Реализация проекта осуществляется путем применения активных форм работы с книгой:
- выставка-календарь;
- литературные раскопки фактов о войне;
- Литературный банк памяти;
- Арт-мастерская «Мы рисуем войну»;
- громкие чтения «75 минут чтения».
Описание проекта
В библиотеке в течение периода с января по май 2020 работает выставка-календарь «15 мгновений войны», посвященная 15 событиям Великой Отечественной войны в соответствие с Календарем памятных дат (см. Приложение №1).
Разделами выставки-календаря являются названия «Дата дня», «Книга дня»; «Стихотворение дня»; «Воспоминание дня», «Цифра дня»; «Факт дня»; «Цитата дня», «Иллюстрация дня», «Отзыв дня» и др.
Участникам проекта предлагается стать оформителями выставки-календаря. Для этого необходимо для каждого «мгновения войны» в соответствие с датой найти книгу, информацию в книге или энциклопедии, подобрать иллюстрацию или самому нарисовать рисунок, написать отзыв о книге, придумать вопрос, подобрать стихотворение и т.д.
В помощь школьникам библиотекарь создает Литературный банк памяти, где находятся произведения художественной литературы, документальная литература, мемуары, краеведческие издания, которые ребята могут использовать для поиска нужной информации.
В дни основных событий в школьной библиотеке проходит акция «75 минут чтения», когда в течение 1 часа 15 минут каждый посетитель библиотеки может прочитать отрывок из любого произведения, представленного на выставке-календаре и посвященного данному событию войны.
За каждый вид деятельности участники получают жетончики в форме звёздочки. Победителем станет тот, кто наберет наибольшее количество жетончиков.
План реализации проекта
1. Оформление выставки для создания календаря «15 мгновений войны», разделами которого являются названия:
- Дата дня.
- Книга дня.
- Стихотворение дня.
- Цифра дня.
- Факт дня.
- Цитата дня.
- Иллюстрация дня.
- Воспоминание дня.
- Герой дня.
- Отзыв дня.
- Вопрос дня.
2. Оформление Литературного банка памяти, включающего:
- книги (см. Приложение №2);
- энциклопедии, посвященные истории Великой Отечественной войны;
- плакаты, иллюстрации и т.д.
3. Проведение индивидуальных консультаций для школьников по работе с книгой и поиску информации.
4. Организация громких чтений «75 минут чтения»:
- составление объявления о дате, времени и теме проведения громких чтений;
- подбор необходимых текстов для чтения: стихотворений, отрывков из литературных произведений;
- проведение чтений.
5. Подведение итогов:
В мае подводятся итоги; победителям и активным участникам проекта вручаются грамоты и призы.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта мы ожидаем, что используемые методы и формы работы позволят:
- популяризировать произведения о Великой Отечественной войне среди школьников;
- приобщить детей и подростков к чтению лучших произведений литературы о Великой Отечественной войне различных жанров: стихами, прозаическим произведениям, познавательным изданиям, воспоминаниям участников войны и т.д.
- организовать активную работу по продвижению книг военно-патриотической тематики;
- научить школьников работать с книгой и осуществлять поиск информации.
Список использованной литературы
1. Указ о проведении в России Года памяти и славы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.kremlin.ru/acts/news/60954.
2. Васильева, С.В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей / С.В. Васильева, Е.В. Балебанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2. – С. 16-19.
3. Ганьшина, Г.В. Мы дети твои, победа! / Г.В. Ганьшина, Н.В. Чаус // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - №2 (3). – С. 172-190.
4. Колосова, Е.А. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков / Е.А. Колосова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2016. - №2 (4). – С.99-104.
5. Слепенкова, Е.А. Патриотическое воспитание школьников: современные подходы / Е.А. Слепенкова, Н.П. Щетинина // Вестник Мининского университета. - 2016. - №3 (16). – С. 7.
Приложение №1
Календарь памятных дат Великой Отечественной войны.
17 января – День освобождения Варшавы от немецко-фашистских войск (1945)
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943)
22 января – День окончательного освобождения от немецких войск Московской области (1942)
27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944)
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)
13 февраля – День освобождения Будапешта (1945)
4 апреля – День освобождения Братиславы (город Словакии; 1945)
9 апреля - взятие штурмом города-крепости Кенигсберга - столицы Восточной Пруссии (1945)
10 апреля – День освобождения Одессы от фашистов (1944)
13 апреля - День освобождения от немецко-фашистских захватчиков столицы Австрии - города Вены (1945)
16 апреля - День начала Берлинской стратегической наступательной операции (1945)
25 апреля – День встречи советских и американских войск (1945). Рукопожатие на Эльбе стало символом братства по оружию стран, вместе сражавшихся с нацистской Германией.
2 мая – День взятия Берлина (1945)
8 мая – День подписания акта капитуляции фашистской Германии (1945)
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945)
Приложение №2
Список литературы
Алексеев С. П. Взятие Берлина. Победа! 1945: рассказы для детей / С. П. Алексеев. – М.: Детская литература, 2005. – 99 с.: цв. ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев С. П. Герои Великой Отечественной: рассказы / С. П. Алексеев. – Москва: Дрофа-Плюс, 2010. – 63 с. : ил. – (Внеклассное чтение).
Алексеев С. П. Московская битва, 1941-1942: рассказы для детей / С. П. Алексеев. – М.: Детская литература, 2005. – 118 с. : ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев С. П. Оборона Севастополя, 1941-1943; Сражение за Кавказ, 1942-1944: рассказы для детей / С. П. Алексеев. – М.: Детская литература, 2005. – 174 с. : ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев С. П. От Москвы до Берлина: рассказы о Великой Отечественной войне / Сергей Алексеев. – М.: Пушкинская библиотека: Астрель, 2005. – 408 с.: ил. – (Внеклассное чтение).
Алексеев С. П. Победа под Курском, 1943; Изгнание фашистов, 1943-1944: рассказы для детей / С. П. Алексеев. – М.: Детская литература, 2005. – 130 с.: ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев С. П. Подвиг Ленинграда. 1941-1944: рассказы для детей / С. П. Алексеев. – М.: Детская литература, 2005. – 81 с.: ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне / С. Алексеев. – Москва: Астрель, 2008. – 61 с. – (Библиотечка школьника).
Алексеев С. П. Рассказы о маршале Жукове / С. П. Алексеев. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 61 с. – (Внеклассное чтение).
Алексеев С. П. Рассказы о полководцах / С. Алексеев. – М. : Стрекоза-Пресс, 2007. – 61 с. – (Внеклассное чтение).
Алексеев С. П. Сталинградское сражение, 1942-1943: рассказы для детей / Сергей Алексеев. – М.: Детская литература, 2005. – 106 с.: ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Богомолов В. О. Момент истины: (В августе сорок четвертого): роман / Владимир Богомолов. – Москва: Детская литература, 2008. – 527 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Бондарев Ю. В. Батальоны просят огня; Берег / Ю. В. Бондарев. – Мо.: Синергия, 2008. – 636 с.: ил. – (Новая школьная библиотека).
Бондарев Ю. В. Горячий снег; Последние залпы / Ю. В. Бондарев. – М.: Синергия, 2008. – 589 с.. – (Новая школьная библиотека).
Быков В. Повести / Василь Быков. – М.: АСТ, 2007. – 524 с.: ил. – (Внеклассное чтение).
Васильев Б. Л. А зори здесь тихие; В списках не значился / Б. Васильев. – М.: Детская литература, 2007. – 393 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Великая Отечественная война 1941-1945: Книга для чтения в 2 ч. / авт.-сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель, Ю. А. Никифоров. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Ч. 1. – 2005. – 479 с. : ил.
Ч. 2. – 2005. – 479 с.: ил.
Верейская Е. Н. Три девочки: повесть / Е. Н. Верейская. – М.: Планета детства: Астрель : Аст, 2005. – 186 с.: ил. – (Любимое чтение).
Виноградов Ю. А. Под крыльями – Берлин: [о бомбардировке Берлина летчиками 1-го минно-торпедного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады Балтийского флота в августе-сентябре 1941 г.] / Ю. А. Виноградов. – М.: Терра-Книжный клуб, 2005. – 382 с. – (Великая Отечественная).
Воробьев К. Д. Убиты под Москвой / К. Д. Воробьев. – М.: Астрель : АСТ, 2007. – 88 с. – (Библиотека школьника).
Воскобойников В. М. Маршал Победы. Георгий Константинович Жуков / В. Воскобойников. – М.: Белый город, 2007. – 47 с.: ил. – (История России).
Горинов М. М. Москва. Война. Победа, 1941-1945 / М. М. Горинов. – М.: Москвоведение: Московские учебники, 2008. – 271 с.: ил.
День Победы : стихи поэтов, погибших в Великой Отечеств. Войне. 3-4-е кл. нач. шк. – М.: Глобулус : ЭНАС, 2005. – 61 с.: ил. – (Читаем сами).
«Идет война народная…»: стихи о Великой Отечеств. войне. – М.: Детская литература, 2009. – 333 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Исаев А. В. Берлин 45-го: Сражения в логове зверя / А. В. Исаев. – М.: Яуза: Эксмо, 2007. – 716 с.: ил. – (Война и мы. Военное дело глазами гражданина).
Лагздынь Г. Р. Старые дневники и пожелтевшие фотографии: из века в век в сказаниях / Г. Лагздынь. – Тверь: Твер. обл. тип., 2009. – 79 с.: ил.
Лубченков Ю. Н. Русские полководцы / Ю. Лубченков. – М.: Белый город, 2007. – 47 с.: ил. – (История России).
Митяев А. В. Письмо с фронта: рассказы о Великой Отечественной войне / А. Митяев. – М.: Белый город, 2007. – 141 с.: ил. – (Моя первая книга).
Митяев А. В. Рассказы о Великой Отечественной войне / А. В. Митяев. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 62 с. – (Внеклассное чтение).
Наша победа: рассказы, воспоминания, стихи, документы, письма. – М.: фонд «Дет. нац. Телеакадемия»: Телевиз. творч. центр, 2005. – 61 с.: ил.
Некрасов В. П. В окопах Сталинграда / В. П. Некрасов. – М.: АСТ, 2008. – 351 с.: ил. – (Библиотека школьника).
Нерсесов Я. Н. Война народная: Великая Отечественная война, 1941–1945 / Я. Нерсесов, В. Волков. – М.: Белый город, 2005. – 47 с.: ил. – (История России).
Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда 1941-1944 / сост. Д. Б. Колпакова. – СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. – 320 с.: ил.
От Сталинграда до Берлина. – М.: Граница, 2006. – 12 с.: ил. – (Защитники земли Русской).
Печерская А. Н. Дети-герои Великой Отечественной войны / А. Печерская. – М.: Дрофа-Плюс, 2009. – 61 с.: ил. – (Наше Отечество).
Помним! Чтим! Гордимся!: [сб. дет. рис. и соч. о Великой Отечественной войне]. – М. : Промграфика : Управа и муниципалитет р-на Юж. Тушино, 2005. – 52 с.
Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 253 с. – (Хрестоматия).
Стихи и рассказы о войне. – М.: Астрель : АСТ, 2007. – 203 с.: ил. – (Хрестоматия школьника).
Час мужества: стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Оникс, 2007. – 189 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.