Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР
Воспитатель
МДОУ «Ц.р.р. – детский сад №31»
города Магнитогорска
Фатхуллина Берта Игоревна
Введение
Одной из особенно актуальных проблем современной системы образования является внушительное увеличение количества детей с нарушениями речевого развития (по разным данным от 40 до 60%), что обуславливает неуспеваемость детей, трудности приобретения знаний, навыков. При этом дети с нарушением речи (ОНР) представляют собой полиморфную группу. Для оценки речевого развития ребенка необходимо помнить, что на каждом этапе речевого развития ребенку свойственны определенные особенности произношения звуков, использования лексических и грамматических средств языка и особенности построения предложения. Эти явления связаны с так называемым физиологическим несовершенством речевой функции. То есть, оценка несформированности речевых средств как проявление общего ее недоразвития должна производиться лишь с учетом возрастных норм. Так, в ряде работ показано, что речевая патология часто сочетается с нарушениями регуляторных и мнестических процессов, степень выраженности и характер соотношения которых в значительной степени обуславливает специфику формирования и особенности протекания любой когнитивной деятельности. В связи с этим для повышения эффективности обучения и воспитания детей с речевыми проблемами необходимо изучение структуры дефекта, особенно в случаях сложного.
Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР
Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР
Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР
В соответствии с целью устанавливаем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)
2. Проанализировать особенности усвоения системы звукопроизношения детьми с ОНР
3. Изучить особенности формирования звукопроизношения у детей ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). В термине констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Термин ОНР появился в 50х-60х годах ХХ века. Введен в употребление основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности. Одним из ведущих принципов, положенных Р. Е. Левиной в основу разработки учения об общем недоразвитии речи, был принцип развития, который предполагал анализ процесса возникновения речевого нарушения. Указанный подход позволял выявить в проявлении аномалий речевого развития закономерную связь, при которой первичное нарушение обусловливает появление и проявление вторичных по отношению к причине, но, как правило, не менее тяжелых по влиянию на формирующуюся речевую функцию нарушений.
Рассмотрим поэтапное происхождение развития в онтогенезе и становление фонетической и фонематической сторон речи:
2-3 месяца - Гуление
3-4 месяца - Лепет; Ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.
К 6 месяцам - Влепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук (а), среди гласных - п, б ,м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
К 1 году - Ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - а, у, и и согласные - п, б, м, н, т, д, к, г.
К 2 годам - Дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие - ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.
К 3 годам - Подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменят простыми.
К 4 годам - Происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляется твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.
К 5 годам - У детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносящие шипящие звуки, соноры - л, р, рь, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.
К 6 годам - Дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
К 7 годам - Произносительная сторона речи ребенка уже максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок иметь достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой
Давайте же рассмотрим, как ребенок овладевает звуковым строем родного языка, и в каких двух взаимосвязанных направлениях оно происходит. Как известно ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим - систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер. Таким образом, формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике. Как мы знаем, нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер в зависимости от причин, их обусловивших, и имеют широкий диапазон - от одного-двух дефектно произносимых звуков, до полного искажения звукового состава речи. Известно, что недостатки произношения могут наблюдаться у детей и в процессе нормального речевого развития речи, но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы языка к 4-5 годам. Такие временные недостатки обозначаются термином «физиологическое косноязычие» и, как правило, не являются предметом логопедического воздействия. Так некоторые индивидуальные особенности звукопроизношения, орфоэпические искажения, неправильные ударения, нечеткая дикция могут развиваться у ребенка под влиянием диалектных или иноязычных норм, малокультурной речевой среды или вследствие постоянного контакта с близкими, имеющими недостатки произношения. Также нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка).
А теперь выясним, каковы же особенности формирования звукопроизношения у детей с ОНР. В литературе по организации обучения и воспитания детей с ОНР вопросы развития звуковой культуры речи рассматриваются достаточно широко (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993; О.Б. Иншакова, 1999; Т.А. Ткаченко, 1999). Коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формирования звуковой культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка - от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов. Основные направления данной работы представлены в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В ее основу положены следующие принципы:
· раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
· опора на закономерности онтогенеза;
· развитие всех сторон речи в единстве: фонетико-фонематической и лексико-грамматической;
· дифференцированный подход к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
· связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития;
Коррекционная работа по данной методике обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты. Общеизвестно, что коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно.
· На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к постановке звука. Проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработки опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика;
· На втором этапе логопед использует все возможные приемы, чтобы добиться правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребенка, звуков, использование шпателей, зондов;
· На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаются в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые у ребенка еще не поставлены;
· Четвертый этап связан с обучением ребенка, различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки.
Таким образом, работа логопеда по устранению недостатков звукопроизношения является трудоемкой, требующей ясного представления о речевых и психологических особенностях и возможностях детей с разной речевой патологией, степени отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой.
Вывод
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Специфика коррекционной работы в образовательном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу. Эффективность коррекционной работы зависит от учета индивидуальных особенностей ребенка, что будет способствовать преодолению (устранению) речевых дефектов.
Литература
1. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений/ Под. ред. Чиркиной Г.В. - М., 2005.
2. Основы специальной психологии/ Под. ред. Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И. - М., 2003.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Н.А. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М., 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.