Классификация динозавров.
Оценка 4.6

Классификация динозавров.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл—7 кл
06.11.2021
Классификация динозавров.
Классификация динозавров по методу тазовых костей.
Классификация динозавров.docx

Республиканский фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников

«Леонардо»

 

 

 Предметное направление: «Естествознание. Живая природа»

 

 

Тема: «Классификация динозавров по методу тазовых костей»

 

 

 

                                             Автор  работы:

                                                                       Бекоев Руслан Владиславович,

                              4 класс

 

                                                              Место выполнения работы:

                                                              МБОУ СОШ № 2 г. Алагир

 

                                                         Научный руководитель:

                                                                 Теблоева Мадина Борисовна,

                                                               учитель начальных классов,

                                                            МБОУ СОШ №2 г.Алагир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ардон, 2020-2021 г.


Содержание

 

                                                                                                               стр.

1.Введение                                                                                                       3

2.Основная часть.                                                                                           

2.1Анкетирование по теме «Динозавры»                                         4

2.2.Кто они динозавры?                                                                     5

2.3Классификация динозавров по методу тазовых костей             6

2.4Творческая работа « Поезд динозавров»                                     8

3.Заключение                                                                                                   9

4.Список литературы                                                                                      10

Приложение №1 Рисуночная схема классификации динозавров              11

 по методу тазовых костей

Приложение №2 Творческая работа «Поезд Динозавров»                        12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1Введение

Сейчас наша Земля-это планета людей, по соседству с которыми живёт огромное количество живых существ. А вот 200 миллионов лет назад на ней безгранично господствовали динозавры.  Сегодня ученые – палеонтологи,  благодаря окаменевшим останкам, смогли  воссоздать внешний облик этих животных, их образ жизни и повадки, но над многими вопросами продолжают ломать голову.

Мы поставили перед собой цель изучить классификацию динозавров по методу тазовых костей, составить макет поезда и таблицу, наглядно, демонстрирующие классификацию динозавров.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·         Проанализировать данные в научной литературе по выбранной теме исследования.

·         Проанализировать данные анкет

  • Узнать, кто такие динозавры?
  • Выяснить, почему они были такие разнообразные?
  • Используя изученный материал, подготовить макет поезда на тему «Поезд  динозавров».

Актуальность нашей работы  в том, что пока тема интересна и есть желающие узнать о динозаврах больше, а это подтверждает анкетирование, тема актуальна. В.Г. Белинский писал: “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее

Объект исследования: литература о динозаврах.

Предмет исследования: динозавры.

Гипотеза: рисуночная классификация и «поезд динозавров»  помогут наглядно продемонстрировать представителей групп динозавров.

 

Методы и приемы, используемые в работе: сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, анкетирование, наблюдение, беседа, работа с компьютером, конструктором и картоном .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основная часть.

2.1Анкетирование по теме «Динозавры»

В своей исследовательской работе первое, что мы сделали – это составили с Мадиной Борисовной анкету для взрослых и школьников, для того, чтобы проверить, что они знают о динозаврах. И получили вот такие результаты:
1. На какие группы можно поделить динозавров?

                                                                     

2.Хотелось ли Вам больше знать о динозаврах?


Итак, теперь подведём итоги нашего опроса. В опросе участвовало 224 человека. 112 взрослых и столько же детей. Опросить такое количество людей было совсем не сложно, так как вопросник включал четыре вопроса и был рассчитан  на 4 взрослых и 4 детей школьного возраста. Помогал нам весь класс, а в коллективе нас 28 учеников. Ответы сортировали  и ставили палочки, чтобы потом их пересчитать. Мадина Борисовна перевела наши подсчёты в диаграммы и назвала их цветными пирогами. По ним очень легко определить, кому достался кусок больше, а кому поменьше.

Как видно из диаграмм на вопрос:

1.На какие группы можно поделить динозавров? Этот вопрос проанализировать было сложнее всего. Из всего многообразия динозавров (учёные насчитывают около 500 видов)  взрослые  смогли назвать 9 представителей, а дети-10. Взрослые лучше знают дилофозавров-12%,гигантозавров-13% и лидер - тираннозавр-14%. У школьников популярны: тираннозавр-18%, дилофозавров-8% и брантозавр-8%.Знания  в этой области очень скудны. Ни один взрослый и ни один школьник не сказал, что динозавры, прежде всего,  бывают птицетазовые и ящеротазовые, а только называли отдельных представителей. Эти результаты подтолкнули нас к выбору темы работы «Классификация динозавров по методу тазовых костей»

2.Хотелось ли Вам больше знать о динозаврах? Больше знать о динозаврах изъявили желание -55% взрослых и 76% школьников. Это конечно радует. Мы тоже относимся к этим 76% , поэтому и выбрали для себя тему проектно-исследовательской работы «Классификация динозавров».

2.2 Кто они динозавры?

Слово «динозавр» означает буквально «ужасный, громадный ящер», впервые ввел его в научный обиход английский исследователь 19 века Ричард Оуэн. Он установил, что окаменелые останки принадлежат животным одного вида.

mussaurus_cc.jpgРис.1-останки динозавра              eggs03_cc.jpg   Рис.2 Яйца динозавров

Впервые останки были обнаружены в 19 веке в Англии. Затем спустя 30 лет огромное количество останков скелетов динозавров было найдено в Америке.

Динозавры обитали на планете Земля приблизительно 140 миллионов лет. Тогда на планете был только один огромный океан, именуемый Панталласой, и один гигантский материк – Пангея. Эпоху динозавров называют мезозойской эрой. Растительности было немного. Огромные участки суши напоминали пустыни. Растения росли в долинах рек. Встречались и хвойные леса. Из растений преобладали папоротники и хвойные деревья.Наибольшего расцвета динозавры достигли в юрский и в меловой периоды. В это время они заселили сушу и научились летать.        Динозавры напоминали ящеров разных размеров: одни были размером с курицу, другие по размерам превосходили слонов и китов. Динозавры были яйцекладущими и отличались от рептилий тем, что откладывали яйца на суше, а не в воде. Детеныши динозавров вылуплялись из яиц уже полностью сформированных и готовых  к полноценной жизни.

Примером могут быть детеныши современных крокодилов.  Динозавры постепенно приспосабливались к различным природным условиям. Одни стали хищниками, другие употребляли в пищу исключительно растения. Динозавры ползали и бегали, жили в лесах и в пустынях. Было несколько групп динозавров.

Рис.3 Классификация динозавров по методу тазовых костей

2.3Классификация динозавров.

Классифицировать динозавров можно по-разному: по размерам,  по принадлежности к среде обитания, поскольку были на то время и водные рептилии, и сухопутные и воздухоплавающие, на двуногих и четвероногих. Но можно провести  классификацию  динозавров по методу тазовых костей, предложенному  еще в 1887 г. известным английским палеонтологом Гарри Сили. Поэтому я решил составить рисуночную классификацию именно по методу тазовых костей. Было очень сложно, но изучая научную литературу, я справился.

Все динозавры входят в группу Архозавры («старшие ящеры») и делятся на два больших отряда: ящеротазовые и птицетазовые. У птицетазовых динозавров расположение тазовых костей схоже со строением таза птиц. Лобковая кость направлена назад, а у ящеротазовых вперёд. Эти отряды, в свою очередь, подразделяются на 4 подотряда. Каждый из четырёх отрядов подразделяется ещё на 2 инфраотряда.

А теперь подробнее опишем эту классификацию.

Ящеротазовые динозавры

Ящеротазовые  подразделялись на два подотряда - тераподы и завроподоморфы.

Тероподы или звероногие[1] в основном представляли собой двуногих хищников, но попадались среди них и всеядные, к примеру, такие, как теризинозавр или орнитомимид. Некоторые из тероподов, например спинозавр, достигали 15 метров в высоту. Эти хищные представители ящеротазовых имели над другими динозаврами три преимущества, заключавшиеся в:

  • чрезвычайной резвости и быстроте передвижения;
  • необычайно развитом зрении;
  • свободе передних лап, поскольку бегали они на двух необычайно развитых задних, и тем самым могли свободно выполнять передними какие-либо другие функции.

Гигантский рост зачастую имел для тероподов пагубные последствия. К примеру, тираннозавр, догоняя свою добычу, при беге должен был быть весьма осторожен, поскольку при его внушительных габаритах (одна задняя конечность его достигала 4-метровой высоты) любой неправильный шаг, любая кочка или неровность земли могли вызвать падение, которое зачастую приводило к ощутимым, а порой и к летальным увечьям. В свою очередь, тероподы делились на 2 инфраотряда: целурозавров и карнозавров.

Целурозавры  маленькие и юркие  птицеподобные ящеры, такие как орнитомимы и велоцирапторы;

Карнозавры - хищник больших размеров, примером которого  были уже вышеупомянутый тираннозавр и аллозавр. Карнозавры отличались более выпрямленным положением тела при движении и вообще представляют собой отлично развитого, подвижного двуногого пресмыкающегося.

  Завроподоморфы или ящероподобные – это представители группы растительноядных динозавров. Особи этой группы являлись, пожалуй, крупнейшими животными, обитавшими на Земле. Внешний вид этих динозавров отличался маленькой головой и длинной шеей. Передвигались они с помощью четырех конечностей. Не смотря на свой огромный вес и размеры, они становились частыми жертвами хищных динозавров. Огромные размеры этих древних рептилий были следствием наращивания кишечной массы, необходимой для переваривания жестколистных растений.

Завроподоморфы в свою очередь делились на прозавроподов и зауроподов.[2]

Прозавропо́ды  — одна из подгрупп группы ящеротазовых динозавров. У них был длинный хвост и бочкообразное тело. Некоторые прозавроподы передвигались на четырех лапах, другие — только на двух. Питались они растениями и были первыми крупными динозаврами, появившимися на Земле.

Зауроподы (многие предпочитают произносить это слово через «в» – «завроподы») являлись  растительноядными представителями ящеротазовых динозавров, большинство из которых имело гигантские размеры. Если перевести с греческого, слово «зауропод» будет звучать как  «ящероногий».

  

                                                                      Птицетазовые динозавры

Птицетазовые  динозаврам классифицировались на два основных подотряда,  а именно тиреофоры, цераподы.

К тиреофорам или бронированные формы относятся такие травоядные динозавры, как анкилозавры и стегозавры. Отличительная черта этих ящеров была в том, что тело их частично было покрыто панцирной броней, а на спине имелись огромные щитообразные наросты. Хорошо защищали от хищников большие шипы, которые росли на плечах и шее. Хвост этих тиреофоров заканчивался мощной булавой. Ее вес достигал 30 килограмм. С помощью этого утолщения они отмахивались от врагов, которым могли нанести существенный урон. Тиреофорамы подразделялись тоже на 2 инфраотряда: анкилозавры и  стегозавры

Анкилозавры   или панцирные динозавры  были превосходно защищены от хищников. С головы до ног эти ящеры были покрыты костными пластинами плотно прилегающими, как броня.

Стегозавры - уникальный вид динозавров, который запоминается своим необычным строением тела. На спине и хвосте у него расположены своего рода пластины, напоминающие листья тополя либо лавра. Эти динозавры были травоядными, передвигались на 4х лапах, на хвосте и спине имеются шипы и костяные пластины.

         Цераподы или рогомордые считается, что цератопсы появились самыми последними из динозавров. Мясистый хвост равнялся приблизительно половине тела. Передвигались на четырех лапах. [3] Отличительной особенностью всех цераподов являлось наличие рогов на голове, рогового воротника вокруг шеи и характерного клюва вместо челюстей. Рога у цератопсов были достаточно разнообразными по форме, размеру и количеству. У некоторых цератопсов был только один рог. Некоторые имели целых три.Рога цератопсов служили главным образом для самообороны. Еще одним характерным отличием всех цераподов являлся роговой воротник вокруг шеи. Челюсти у всех цератопсов заканчивались клювом, напоминавшим птичий.. Пищу рогатых динозавров составляли в основном цветковые растения.

Цераподы делились на два инфраотряда: маргиноцефалы и орнитоподы.

Внешний облик маргиноцефалов был очень разнообразным. Всех их отличали крупная голова, крепкий широкий затылок с гребнем. Челюсти заканчивались узким клювом. Передвигались на двух или четыре ногах. Ноги заканчивались острыми когтями или копытами. Могли быстро бегать. В то же время могли вступить в бой для защиты своей жизни.

Орнитоподы  – данные животные передвигались на четырех ногах. Отличительной особенностью орнитоподов были различные костяные отростки на черепах. Они могли располагаться как на переносице, так и на надбровных дугах, на лбу, на верхней части черепа, и имели самые замысловатые конфигурации.

  2.4 Творческая работа «Поезд Динозавров»

Проанализировав достаточно много научной литературы, мне теперь предстояло собрать поезд динозавров. И тут я воспользовался пословицей «С миру по нитке нищему рубаху», решил обратиться к классу, чтобы  быстро собрать весь необходимый материал. Одноклассники завалили меня деталями  конструктора «Лего», игрушками – динозавриками. И так, процесс пошёл.

Ход моей работы: (см. приложение№2 «Поезд динозавров»)

1.Собрал из деталей конструктора вагончики

2.Разрезал плотный картон по размеру поверхности вагонов.

3.Обклеил 4 картона жёлтой бумагой - для ящеротазовых динозавров и 4 картона – фиолетовой бумагой для птицетазовых динозавров.

4.Картоны пластины термоклеем прикрепил к вагонам и у меня получилось 8 платформ для восьми инфраотрядов.

5.Вагоны  связал друг с другом с помощью пластмассовых ёлочных бус.

6.Распределил динозавров по своим  « домикам- платформам» и укрепил их с помощью термоклея. В целях безопасности работать с термо-пистолетом мне  помогал папа.

7. Каждый вагон был оснащён необходимой информацией о   заселённом динозавре.

IMG-20181201-WA0063.jpgИ вот мой поезд готов. Легко кажется только с виду, но сил и времени было потрачено много. Спасибо взрослым.

От поезда не оторвать глаз, как будто перенеслись 200 млн. лет тому назад. Он действительно наглядно и в доступной форме помогает продемонстрировать классификацию динозавров и легко её запомнить. Мой состав напоминает игрушку, а все дети любят играть. Вот я и выдумал свою игру.

         

  Игра «Найди хозяина письма»

 

Правила игры: ведущий снимает с платформ бейджики – письма и перемешивает их. Игрок должен по описаниям на бейджике   найти нужного представителя. Время фиксируется. Выигрывает тот, кто потратит меньше времени. Теперь перемены в нашем классе проходят за этой игрой.

 


 

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом позволила мне ближе  познакомиться с самыми громадными животными, безгранично царствовавших на нашей планете много миллионов лет тому назад. Выполняя работу, я  узнал много интересного. Самое главное мне удалось представить подробную рисуночную классификацию  динозавров. Теперь я  знаю, что большинство учёных – палеонтологов классификацию динозавров строят  по тазовым костям. В ходе исследовательской деятельности я научился  отбирать материал по определенной теме и выделять главное. Выполняя проект, я совершенствовал навыки работы с научной литературой.

Цель, которую я перед собой ставил, была достигнута – классификацию изучил, создал поезд динозавров, красочно его оформили.

Считаю, что мой проект может стать наглядным пособием на уроках окружающего мира и во внеклассной работе. Мы и сейчас с большим удовольствием играем на переменах  в игру

« Найди хозяина письма».

Когда я подрасту, то непременно стану  палеонтологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы

 

  1. Большая энциклопедия «Почемучек» - М.:/Росмэн - пресс, 2012
  2. Динозавры/Е.О.Хомич. - Москва: АСТ.2015-160с.: ил. - (Большая иллюстрированная  энциклопедия знаний)
  3. Динозавры. Полная энциклопедия /Тамара Грин; (пер. с анг.М.В.Авдонинлй).-Моква: Эксмо, 2016.-256с.:ил.
  4.  «Животные» энциклопедия - «Махаон», М.: Азбука-Аттикус, 2008
  5. Купер Д. «Динозавры» энциклопедия – «Махаон», М.: Азбука-Аттикус, 2011
  6. Ферт Р.«Динозавры» детская энциклопедия  - М.:/Росмэн - пресс,2013

 

 

http://web-zoopark.ru/dinozavri/kto_takie_dinozavri2.html

https://o-planete.ru/istoriya_zemli/kto-takie-dinozavr.html

http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-dinozavrov/klassiphikaciya-dinozavrov

http://www.nat-geo.ru/article/50-rossiyskie-dinozavryi/#ixzz3STL480Ry

http://elementy.ru/images/news/tyrannosaurus_&_brachylophosaurus_600.jpg

http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-dinozavrov/ceratopsidy

http://dinozavrikus.ru/vidy-dinozavrov

http://www.dinozavro.ru/

http://dinoera.com/presmykayushchiesya-i-dinozavry/interesnye-fakty-o-dinozavrah

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1 Рисуночная схема классификации динозавров  по методу тазовых костей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2 Творческая работа «Поезд Динозавров»

20181201_194007.jpg

 

20181201_194021.jpg

 

IMG-20181201-WA0072.jpg

 

IMG-20181201-WA0077.jpg

IMG-20181201-WA0063.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] «Динозавры» детская энциклопедия  - Ферт Р., М.:/Росмэн -пресс,2013

 

[2] Большая энциклопедия «Почемучек» - Купер Д., М.:/Росмэн -пресс, 2012

 

[3] Большая энциклопедия «Почемучек» - Купер Д., М.:/Росмэн -пресс, 2012

 

Республиканский фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Леонардо»

Республиканский фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Леонардо»

Содержание стр

Содержание стр

Введение Сейчас наша Земля-это планета людей, по соседству с которыми живёт огромное количество живых существ

Введение Сейчас наша Земля-это планета людей, по соседству с которыми живёт огромное количество живых существ

Основная часть. 2.1Анкетирование по теме «Динозавры»

Основная часть. 2.1Анкетирование по теме «Динозавры»

Классификация динозавров». 2

Классификация динозавров». 2

Классификация динозавров. Классифицировать динозавров можно по-разному: по размерам, по принадлежности к среде обитания, поскольку были на то время и водные рептилии, и сухопутные и воздухоплавающие,…

Классификация динозавров. Классифицировать динозавров можно по-разному: по размерам, по принадлежности к среде обитания, поскольку были на то время и водные рептилии, и сухопутные и воздухоплавающие,…

Завроподоморфы в свою очередь делились на прозавроподов и зауроподов

Завроподоморфы в свою очередь делились на прозавроподов и зауроподов

Творческая работа «Поезд Динозавров»

Творческая работа «Поезд Динозавров»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа над проектом позволила мне ближе познакомиться с самыми громадными животными, безгранично царствовавших на нашей планете много миллионов лет тому назад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа над проектом позволила мне ближе познакомиться с самыми громадными животными, безгранично царствовавших на нашей планете много миллионов лет тому назад

Список литературы Большая энциклопедия «Почемучек» -

Список литературы Большая энциклопедия «Почемучек» -

Приложение №1 Рисуночная схема классификации динозавров по методу тазовых костей

Приложение №1 Рисуночная схема классификации динозавров по методу тазовых костей

Приложение №2 Творческая работа «Поезд

Приложение №2 Творческая работа «Поезд

Классификация динозавров.

Классификация динозавров.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021