Республиканский фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Леонардо»
Предметное направление: «Естествознание. Живая природа»
Тема: «Классификация динозавров по методу тазовых костей»
Автор работы:
Бекоев Руслан Владиславович,
4 класс
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 2 г. Алагир
Научный руководитель:
Теблоева Мадина Борисовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №2 г.Алагир
Ардон, 2020-2021 г.
Содержание
стр.
1.Введение 3
2.Основная часть.
2.1Анкетирование по теме «Динозавры» 4
2.2.Кто они динозавры? 5
2.3Классификация динозавров по методу тазовых костей 6
2.4Творческая работа « Поезд динозавров» 8
3.Заключение 9
4.Список литературы 10
Приложение №1 Рисуночная схема классификации динозавров 11
по методу тазовых костей
Приложение №2 Творческая работа «Поезд Динозавров» 12
1Введение
Сейчас наша Земля-это планета людей, по соседству с которыми живёт огромное количество живых существ. А вот 200 миллионов лет назад на ней безгранично господствовали динозавры. Сегодня ученые – палеонтологи, благодаря окаменевшим останкам, смогли воссоздать внешний облик этих животных, их образ жизни и повадки, но над многими вопросами продолжают ломать голову.
Мы поставили перед собой цель изучить классификацию динозавров по методу тазовых костей, составить макет поезда и таблицу, наглядно, демонстрирующие классификацию динозавров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· Проанализировать данные в научной литературе по выбранной теме исследования.
· Проанализировать данные анкет
Актуальность нашей работы в том, что пока тема интересна и есть желающие узнать о динозаврах больше, а это подтверждает анкетирование, тема актуальна. В.Г. Белинский писал: “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”
Объект исследования: литература о динозаврах.
Предмет исследования: динозавры.
Гипотеза: рисуночная классификация и «поезд динозавров» помогут наглядно продемонстрировать представителей групп динозавров.
Методы и приемы, используемые в работе: сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, анкетирование, наблюдение, беседа, работа с компьютером, конструктором и картоном .
2 Основная часть.
2.1Анкетирование по теме «Динозавры»
В своей исследовательской
работе первое, что мы сделали – это составили с Мадиной Борисовной анкету для
взрослых и школьников, для того, чтобы проверить, что они знают о динозаврах. И
получили вот такие результаты:
1.
На какие группы можно поделить динозавров?
2.Хотелось ли Вам больше знать о динозаврах?
Итак, теперь подведём итоги нашего опроса. В опросе участвовало 224 человека.
112 взрослых и столько же детей. Опросить такое количество людей было совсем не
сложно, так как вопросник включал четыре вопроса и был рассчитан на 4 взрослых
и 4 детей школьного возраста. Помогал нам весь класс, а в коллективе нас 28
учеников. Ответы сортировали и ставили палочки, чтобы потом их пересчитать.
Мадина Борисовна перевела наши подсчёты в диаграммы и назвала их цветными
пирогами. По ним очень легко определить, кому достался кусок больше, а кому
поменьше.
Как видно из диаграмм на вопрос:
1.На какие группы можно поделить динозавров? Этот вопрос проанализировать было сложнее всего. Из всего многообразия динозавров (учёные насчитывают около 500 видов) взрослые смогли назвать 9 представителей, а дети-10. Взрослые лучше знают дилофозавров-12%,гигантозавров-13% и лидер - тираннозавр-14%. У школьников популярны: тираннозавр-18%, дилофозавров-8% и брантозавр-8%.Знания в этой области очень скудны. Ни один взрослый и ни один школьник не сказал, что динозавры, прежде всего, бывают птицетазовые и ящеротазовые, а только называли отдельных представителей. Эти результаты подтолкнули нас к выбору темы работы «Классификация динозавров по методу тазовых костей»
2.Хотелось ли Вам больше знать о динозаврах? Больше знать о динозаврах изъявили желание -55% взрослых и 76% школьников. Это конечно радует. Мы тоже относимся к этим 76% , поэтому и выбрали для себя тему проектно-исследовательской работы «Классификация динозавров».
2.2 Кто они динозавры?
Слово «динозавр» означает буквально «ужасный, громадный ящер», впервые ввел его в научный обиход английский исследователь 19 века Ричард Оуэн. Он установил, что окаменелые останки принадлежат животным одного вида.
Рис.1-останки динозавра Рис.2 Яйца динозавров
Впервые останки были обнаружены в 19 веке в Англии. Затем спустя 30 лет огромное количество останков скелетов динозавров было найдено в Америке.
Динозавры обитали на планете Земля приблизительно 140 миллионов лет. Тогда на планете был только один огромный океан, именуемый Панталласой, и один гигантский материк – Пангея. Эпоху динозавров называют мезозойской эрой. Растительности было немного. Огромные участки суши напоминали пустыни. Растения росли в долинах рек. Встречались и хвойные леса. Из растений преобладали папоротники и хвойные деревья.Наибольшего расцвета динозавры достигли в юрский и в меловой периоды. В это время они заселили сушу и научились летать. Динозавры напоминали ящеров разных размеров: одни были размером с курицу, другие по размерам превосходили слонов и китов. Динозавры были яйцекладущими и отличались от рептилий тем, что откладывали яйца на суше, а не в воде. Детеныши динозавров вылуплялись из яиц уже полностью сформированных и готовых к полноценной жизни.
Примером могут быть детеныши современных крокодилов. Динозавры постепенно приспосабливались к различным природным условиям. Одни стали хищниками, другие употребляли в пищу исключительно растения. Динозавры ползали и бегали, жили в лесах и в пустынях. Было несколько групп динозавров.
Рис.3 Классификация динозавров по методу тазовых костей
2.3Классификация динозавров.
Классифицировать динозавров можно по-разному: по размерам, по принадлежности к среде обитания, поскольку были на то время и водные рептилии, и сухопутные и воздухоплавающие, на двуногих и четвероногих. Но можно провести классификацию динозавров по методу тазовых костей, предложенному еще в 1887 г. известным английским палеонтологом Гарри Сили. Поэтому я решил составить рисуночную классификацию именно по методу тазовых костей. Было очень сложно, но изучая научную литературу, я справился.
Все динозавры входят в группу Архозавры («старшие ящеры») и делятся на два больших отряда: ящеротазовые и птицетазовые. У птицетазовых динозавров расположение тазовых костей схоже со строением таза птиц. Лобковая кость направлена назад, а у ящеротазовых вперёд. Эти отряды, в свою очередь, подразделяются на 4 подотряда. Каждый из четырёх отрядов подразделяется ещё на 2 инфраотряда.
А теперь подробнее опишем эту классификацию.
Ящеротазовые подразделялись на два подотряда - тераподы и завроподоморфы.
Тероподы или звероногие[1] в основном представляли собой двуногих хищников, но попадались среди них и всеядные, к примеру, такие, как теризинозавр или орнитомимид. Некоторые из тероподов, например спинозавр, достигали 15 метров в высоту. Эти хищные представители ящеротазовых имели над другими динозаврами три преимущества, заключавшиеся в:
Гигантский рост зачастую имел для тероподов пагубные последствия. К примеру, тираннозавр, догоняя свою добычу, при беге должен был быть весьма осторожен, поскольку при его внушительных габаритах (одна задняя конечность его достигала 4-метровой высоты) любой неправильный шаг, любая кочка или неровность земли могли вызвать падение, которое зачастую приводило к ощутимым, а порой и к летальным увечьям. В свою очередь, тероподы делились на 2 инфраотряда: целурозавров и карнозавров.
Целурозавры маленькие и юркие птицеподобные ящеры, такие как орнитомимы и велоцирапторы;
Карнозавры - хищник больших размеров, примером которого были уже вышеупомянутый тираннозавр и аллозавр. Карнозавры отличались более выпрямленным положением тела при движении и вообще представляют собой отлично развитого, подвижного двуногого пресмыкающегося.
Завроподоморфы или ящероподобные – это представители группы растительноядных динозавров. Особи этой группы являлись, пожалуй, крупнейшими животными, обитавшими на Земле. Внешний вид этих динозавров отличался маленькой головой и длинной шеей. Передвигались они с помощью четырех конечностей. Не смотря на свой огромный вес и размеры, они становились частыми жертвами хищных динозавров. Огромные размеры этих древних рептилий были следствием наращивания кишечной массы, необходимой для переваривания жестколистных растений.
Завроподоморфы в свою очередь делились на прозавроподов и зауроподов.[2]
Прозавропо́ды — одна из подгрупп группы ящеротазовых динозавров. У них был длинный хвост и бочкообразное тело. Некоторые прозавроподы передвигались на четырех лапах, другие — только на двух. Питались они растениями и были первыми крупными динозаврами, появившимися на Земле.
Зауроподы (многие предпочитают произносить это слово через «в» – «завроподы») являлись растительноядными представителями ящеротазовых динозавров, большинство из которых имело гигантские размеры. Если перевести с греческого, слово «зауропод» будет звучать как «ящероногий».
Птицетазовые динозавры
Птицетазовые динозаврам классифицировались на два основных подотряда, а именно тиреофоры, цераподы.
К тиреофорам или бронированные формы относятся такие травоядные динозавры, как анкилозавры и стегозавры. Отличительная черта этих ящеров была в том, что тело их частично было покрыто панцирной броней, а на спине имелись огромные щитообразные наросты. Хорошо защищали от хищников большие шипы, которые росли на плечах и шее. Хвост этих тиреофоров заканчивался мощной булавой. Ее вес достигал 30 килограмм. С помощью этого утолщения они отмахивались от врагов, которым могли нанести существенный урон. Тиреофорамы подразделялись тоже на 2 инфраотряда: анкилозавры и стегозавры
Анкилозавры или панцирные динозавры были превосходно защищены от хищников. С головы до ног эти ящеры были покрыты костными пластинами плотно прилегающими, как броня.
Стегозавры - уникальный вид динозавров, который запоминается своим необычным строением тела. На спине и хвосте у него расположены своего рода пластины, напоминающие листья тополя либо лавра. Эти динозавры были травоядными, передвигались на 4х лапах, на хвосте и спине имеются шипы и костяные пластины.
Цераподы или рогомордые считается, что цератопсы появились самыми последними из динозавров. Мясистый хвост равнялся приблизительно половине тела. Передвигались на четырех лапах. [3] Отличительной особенностью всех цераподов являлось наличие рогов на голове, рогового воротника вокруг шеи и характерного клюва вместо челюстей. Рога у цератопсов были достаточно разнообразными по форме, размеру и количеству. У некоторых цератопсов был только один рог. Некоторые имели целых три.Рога цератопсов служили главным образом для самообороны. Еще одним характерным отличием всех цераподов являлся роговой воротник вокруг шеи. Челюсти у всех цератопсов заканчивались клювом, напоминавшим птичий.. Пищу рогатых динозавров составляли в основном цветковые растения.
Цераподы делились на два инфраотряда: маргиноцефалы и орнитоподы.
Внешний облик маргиноцефалов был очень разнообразным. Всех их отличали крупная голова, крепкий широкий затылок с гребнем. Челюсти заканчивались узким клювом. Передвигались на двух или четыре ногах. Ноги заканчивались острыми когтями или копытами. Могли быстро бегать. В то же время могли вступить в бой для защиты своей жизни.
Орнитоподы – данные животные передвигались на четырех ногах. Отличительной особенностью орнитоподов были различные костяные отростки на черепах. Они могли располагаться как на переносице, так и на надбровных дугах, на лбу, на верхней части черепа, и имели самые замысловатые конфигурации.
2.4 Творческая работа «Поезд Динозавров»
Проанализировав достаточно много научной литературы, мне теперь предстояло собрать поезд динозавров. И тут я воспользовался пословицей «С миру по нитке нищему рубаху», решил обратиться к классу, чтобы быстро собрать весь необходимый материал. Одноклассники завалили меня деталями конструктора «Лего», игрушками – динозавриками. И так, процесс пошёл.
Ход моей работы: (см. приложение№2 «Поезд динозавров»)
1.Собрал из деталей конструктора вагончики
2.Разрезал плотный картон по размеру поверхности вагонов.
3.Обклеил 4 картона жёлтой бумагой - для ящеротазовых динозавров и 4 картона – фиолетовой бумагой для птицетазовых динозавров.
4.Картоны пластины термоклеем прикрепил к вагонам и у меня получилось 8 платформ для восьми инфраотрядов.
5.Вагоны связал друг с другом с помощью пластмассовых ёлочных бус.
6.Распределил динозавров по своим « домикам- платформам» и укрепил их с помощью термоклея. В целях безопасности работать с термо-пистолетом мне помогал папа.
7. Каждый вагон был оснащён необходимой информацией о заселённом динозавре.
И вот мой поезд готов. Легко кажется только с виду, но сил и времени было потрачено много. Спасибо взрослым.
От поезда не оторвать глаз, как будто перенеслись 200 млн. лет тому назад. Он действительно наглядно и в доступной форме помогает продемонстрировать классификацию динозавров и легко её запомнить. Мой состав напоминает игрушку, а все дети любят играть. Вот я и выдумал свою игру.
Игра «Найди хозяина письма»
Правила игры: ведущий снимает с платформ бейджики – письма и перемешивает их. Игрок должен по описаниям на бейджике найти нужного представителя. Время фиксируется. Выигрывает тот, кто потратит меньше времени. Теперь перемены в нашем классе проходят за этой игрой.
|
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом позволила мне ближе познакомиться с самыми громадными животными, безгранично царствовавших на нашей планете много миллионов лет тому назад. Выполняя работу, я узнал много интересного. Самое главное мне удалось представить подробную рисуночную классификацию динозавров. Теперь я знаю, что большинство учёных – палеонтологов классификацию динозавров строят по тазовым костям. В ходе исследовательской деятельности я научился отбирать материал по определенной теме и выделять главное. Выполняя проект, я совершенствовал навыки работы с научной литературой.
Цель, которую я перед собой ставил, была достигнута – классификацию изучил, создал поезд динозавров, красочно его оформили.
Считаю, что мой проект может стать наглядным пособием на уроках окружающего мира и во внеклассной работе. Мы и сейчас с большим удовольствием играем на переменах в игру
« Найди хозяина письма».
Когда я подрасту, то непременно стану палеонтологом.
4.Список литературы
http://web-zoopark.ru/dinozavri/kto_takie_dinozavri2.html
https://o-planete.ru/istoriya_zemli/kto-takie-dinozavr.html
http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-dinozavrov/klassiphikaciya-dinozavrov
http://www.nat-geo.ru/article/50-rossiyskie-dinozavryi/#ixzz3STL480Ry
http://elementy.ru/images/news/tyrannosaurus_&_brachylophosaurus_600.jpg
http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-dinozavrov/ceratopsidy
http://dinozavrikus.ru/vidy-dinozavrov
http://www.dinozavro.ru/
http://dinoera.com/presmykayushchiesya-i-dinozavry/interesnye-fakty-o-dinozavrah
Приложение №1 Рисуночная схема классификации динозавров по методу тазовых костей
Приложение №2 Творческая работа «Поезд Динозавров»
Скачано с www.znanio.ru
[1] «Динозавры» детская энциклопедия - Ферт Р., М.:/Росмэн -пресс,2013
[2] Большая энциклопедия «Почемучек» - Купер Д., М.:/Росмэн -пресс, 2012
[3] Большая энциклопедия «Почемучек» - Купер Д., М.:/Росмэн -пресс, 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.