Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Алагира Алагирского района РСО-Алания
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 2 КЛАССА
Автор работы
Теблоева Мадина Борисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Содержание
|
|
Раздел I Пояснительная записка…………………………………………. |
3 |
Раздел II Планируемые результаты обучения и система оценивания… … |
5 |
Раздел III Содержание программы .Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир 2 класс»……………………..
|
10 |
Раздел IV Внеурочные формы учебной деятельности……………………
|
20 |
Раздел V Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса…………………….............................................. |
21 |
Раздел I Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе
Ø Федерального Закона от 12 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
Ø Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (в редакции изменений №1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85);
Ø Приказа о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 декабря 2015 г. № 1576.
Ø Фундаментального ядра содержания общего образования;
Для разработки программы были использованы следующие материалы:
Ø концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Ø примерной программы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в начальной школе;
Ø требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО;
Ø программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п.19.5), направленной на обеспечение, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Ø программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Основными целями обучения окружающему миру во 2 классе являются:
Ø формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека
Ø духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ;
Ø обеспечение непрерывности обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях;
Ø познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
Ø формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
Ø формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
Ø сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
Ø выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
Ø научить использовать полученные знания в практической деятельности;
Ø развивать способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде;
Ø расширить знания о краеведении, об истории, традициях и обычаях осетинского народа.
В данной рабочей программе сохранена концепция авторской программы «Окружающий мир. 1-4 класс» А.А.Плешакова. Предусмотрено введение национально регионального компонента и основ безопасности жизни. Второклассники знакомятся с природными особенностями РСО-Алания, водными ресурсами, растительным и животным миром, с сельскохозяйственной деятельностью нашего региона, экологическими проблемами родного края.
Данная программа, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть так же правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, обобщаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Для реализации данной программы выбран проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач данной программы предусмотрены экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.
Основными видами деятельности второклассников являются:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программой 2 класса предусмотрены следующие разделы:
Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Россия,РСО-Алания . Флаг, герб, гимн России, РСО-Алания .
Природа (20 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Солнце. Горные породы и минералы родного края.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Какие бывают растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные. Растения и животные родного края.Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами.
Охрана растений и животных своего края. Красная книга России и РСО-Алания.
Жизнь города и села (10 ч) Город, где мы живем. Города РСО-Алания. Что такое экономика. Деньги. Промышленные предприятия своего города. Какой бывает транспорт. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы РСО-Алания
Здоровье и безопасность (9ч) Строение тела человека. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях. Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми.
Общение (7 ч) Труд и отдых в семье. Традиции и обычаи осетинского народа. Отношения между членами семьи. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых.
Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.Формы земной поверхности России и РСО-Алания. Разнообразие водоемов России и РСО-Алания. Части реки, притоки. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Раздел II Планируемые результаты обучения и система оценивания 2 класс
Личностные результаты
У второклассников продолжается:
Ø формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Ø формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ø формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Ø формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Ø развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
Ø формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
Ø воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Ø формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Ø развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Ø формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Ø развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Ø формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Второклассники научится:
Ø понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
Ø сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
Ø выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Ø планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
Ø планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
Ø фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Ø оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
Ø соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
Ø контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
Ø воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
Ø осваивать приёмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Ø выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Познавательные
Ø понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
Ø находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
Ø использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
Ø понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
Ø анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
Ø классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
Ø сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
Ø осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
Ø устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
Ø строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Ø проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
Ø моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки);
Ø
получат
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на
безопасность личности, о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской
помощи при неотложных состояниях,о правах и обязанностях граждан в области
безопасности жизнедеятельности.
Коммуникативные
Ø включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
Ø формулировать ответы на вопросы;
Ø слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
Ø договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
Ø высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
Ø поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
Ø признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Ø употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
Ø понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
Ø строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Ø готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
Ø составлять небольшие рассказы на заданную тему,умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Предметные результаты
Ø находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; Бурятию.
Ø различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
Ø приводить примеры народов России;
Ø сравнивать город и село, городской и сельский дома;
Ø различать объекты природы и предметы рукотворного мира; различать объекты и явления неживой и живой природы;
Ø находить связи в природе, между природой и человеком;
Ø проводить наблюдения и ставить опыты;
Ø сравнивать объекты природы, делить их на группы;
Ø соблюдать правила поведения в природе;
Ø различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
Ø узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
Ø различать виды транспорта;
Ø приводить примеры учреждений культуры и образования;
Ø различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
Ø правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
Ø соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
Ø различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
Ø соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
Ø правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
Ø соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
Ø различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
Ø ориентироваться на местности разными способами;
Ø различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
Ø различать физическую и политическую карты, находить и показывать разные страны, материки, океаны.
Чтение: работа с информацией
Второклассник научится:- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе предложенного набора действий).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения окружающего мира во 2 классе предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассника решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений осуществляется качественно, без фиксации в классном журнале. При этом большая роль отводится контрольно – оценочной деятельности детей (самооценка ребенком своей работы всегда выполняется раньше оценивания учителем).
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока |
Вид работы |
Тема |
4 |
Проверочная работа по разделу «Где мы живём?» |
|
6 |
Практическая работа № 1 |
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры |
8 |
Экскурсия № 1 |
В гости к осени |
11 |
Практическая работа № 2 |
Знакомство с горными породами и минералами родного края. |
17 |
Практическая работа № 3 |
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений |
19 |
Практическая работа № 4 |
Уход за комнатными растениями |
20 |
Практическая работа № 5 |
Уход за животными живого уголка |
24 |
Проверочная работа по разделу «Природа» |
|
31 |
Экскурсия № 2 |
В гости к зиме |
33 |
Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» |
|
38 |
Практическая работа № 6 |
Отработка правил перехода улиц |
43 |
Проверочная работа по теме «Здоровье и безопасность» |
|
47 |
Практическая работа № 7 |
Правила этикета |
50 |
Проверочная работа по разделу «Общение» |
|
52 |
Практическая работа № 8 |
Определение сторон горизонта по компасу |
56 |
Экскурсия № 3 |
В гости к весне |
58 |
Практическая работа № 9 |
Основные приёмы чтения карты |
67 |
Проверочная работа по разделу «Путешествия» |
Раздел III Содержание программы
Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир 2 класс»
Курс рассчитан на 68 ч, из них внеурочно - 14ч
№ |
Дата |
Тема урока
|
Форма учебной деятельности |
Деятельность детей |
1 |
|
Родная страна. Республика, в которой мы живём |
|
- различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; -различать национальные языки и государственный язык России; - извлекать из различных источников сведения о символах России. |
2 |
|
Город и село. Сёла Алагирского ущелья |
Проект «Сёла Алагирского ущелья» |
- сравнивать город и село; -рассказывать о своём городе; -собирать информацию о выдающихся земляках; -проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивать свои достижения. |
3 |
|
Природа и рукотворный мир. |
|
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -формулировать выводы из изученного материала; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
4 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» |
|
-выполнять тестовые задания учебника; -оценивать свои достижения и достижения учащихся. |
5 |
|
Неживая и живая природа. |
|
-классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи м/д живой и неживой природой; -работать в паре. |
6 |
|
Явления природы.
|
|
- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; |
7 |
|
Что такое погода? |
|
- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды; |
8 |
|
Проект: «В гости к осени» |
Экскурсия |
- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии. |
9 |
|
В гости к осени (урок-проект). |
Проект: «В гости к осени».
|
- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. |
10 |
|
Звёздное небо. |
|
находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. |
11 |
|
Заглянем в кладовые земли.Горные породы и минералы РСО-Алания. |
Алагир, Музей истории горной промышленности |
- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; |
12
|
|
Про воздух
|
Познавательная лаборатория |
- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. |
13
|
|
Про воду.
|
|
|
14 |
|
Какие бывают растения. Растения РСО-Алания. |
|
-устанавливать по схеме различия между группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. |
15
|
|
Какие бывают животные. Животые РСО-Алания.
|
|
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения. |
16 |
|
Невидимые нити.
|
|
|
17 |
|
Дикорастущие и культурные растения. |
|
-практическая работа: сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -осуществлять контроль и коррекцию; -классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить информацию о растениях;
|
17-18 |
|
Дикие и домашние животные.Экскурсия
|
Экскурсия в ветлечебницу. |
- сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. |
19 |
|
Комнатные растения.
|
Практическое занятие
|
- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; - практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. |
20 |
|
Животные живого уголка. |
|
- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; определять породы кошек и собак; |
21 |
|
Про кошек и собак. |
|
|
22 |
|
Северо-Осетинский Государственный Заповедник |
Экскурсия в заповедник |
|
23 |
|
Красная книга России. Красная книга РСО-Алания. |
Познавательная лаборатория |
- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги РСО-Алания (по своему выбору), |
24 |
|
Будь природе другом. |
|
- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -извлекать информацию из различных источников; |
25 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
|
- выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
26 |
|
Что такое экономика. Экономика и важнейшие предприятия родного края. |
Экскурсия в музейно-выставочный комплекс г.Алагир |
- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики - готовить сообщение об экономике и важнейших предприятиях РСО-Алания |
27 |
|
Из чего что сделано? |
|
- классифицировать предметы по характеру материала; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. |
27 |
|
Как построить дом? |
|
- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывать о строительных объектах в своём селе; -предлагать вопросы к тексту. |
28 |
|
Какой бывает транспорт?
|
|
- классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. |
29 |
|
Культура и образование. Учреждения культуры и образования РСО-Алания |
|
- различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
|
30 |
|
Все профессии важны.
|
Праздник Профессий |
- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. |
31 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
|
|
выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
32 |
|
Проект: «В гости к зиме». |
Экскурсия |
- наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. |
33 |
|
В гости к зиме. |
Познаватель-ная лаборатория |
- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; - вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». |
34 |
|
Строение тела человека. |
|
- работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. - работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; |
35 |
|
Если хочешь быть здоров. «Режим дня и личная гигиена» |
Практикум |
- рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; - работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. |
36 |
|
Берегись автомобиля! |
|
- моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - различать дорожные знаки; -формулировать правила движения по загородной дороге; - работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; осуществлять самопроверку; |
37 |
|
Школа пешехода. |
КВН |
-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. |
38 |
|
Домашние опасности. |
|
- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. |
39 |
|
Пожар. |
|
- характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. |
40 |
|
На воде и в лесу. |
|
- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. |
41 |
|
Опасные незнакомцы. |
Ролевые игры |
- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. |
42 |
|
Проверим себя и оценим свои достиже ния по разделу «Здоровье и безопас ность». |
|
- выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
43 |
|
Наша дружная семья.Традиции и обычаи осетинского народа. |
|
- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. |
44 |
|
Родословная. Проект «Составление родословного древа семьи. Фамильные башни осетин» |
Проект |
- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; |
45 |
|
В школе. Правила поведения в школе. |
|
-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе. |
46 |
|
Правила вежливости. |
|
-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми -оценивать с нравственных позиций формы поведения;. -формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - моделировать ситуации общения в различных ситуациях. |
47 |
|
Ты и твои друзья. |
|
обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях. |
48 |
|
Мы – зрители и пассажиры. |
|
- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
50 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
|
- выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
51 |
|
Посмотри вокруг. |
|
-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. |
52 |
|
Ориентирование на местности. |
Практикум |
- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. |
53 |
|
Формы земной поверхности. Поверхность нашего края |
|
- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. |
54 |
|
Водные богатства. Водоёмы РСО-Алания. |
|
- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; - рассказывать о водных богатствах своего края; |
55 |
|
В гости к весне |
Экскурсия |
- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. |
56 |
|
В гости к весне. |
Познаватеоьная лаборатория |
- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе |
57 |
|
Россия на карте. |
|
-сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; -учиться правильно показывать объекты на настенной карте. |
58 |
|
Города России. Города РСО-Алания. |
|
- распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. |
59 |
|
Путешествие по Москве. Московский Кремль. |
|
- находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. |
60 |
|
Город на Неве. |
|
- находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; |
61 |
|
Путешествие по планете. |
|
- сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. |
62 |
|
Путешествие по материкам.
|
|
- находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; |
63 |
|
Страны мира. |
|
- сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей. |
64 |
|
Впереди лето.
|
|
- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
65 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
|
выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
66 |
|
«Чему мы научились?» Годовое тестирование |
|
выполнить итогового тестирование; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
67-68 |
|
Резерв |
|
|
Раздел IV Внеурочные формы учебной деятельности
Из 68 часов предусмотренных программой на изучение окружающего мира во 2 классе на внеурочные формы выделено 20% - 13 часов
Цель:
Ø создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого – педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей;
Ø развитие и поддержание интереса к предмету ;
Ø развитие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие инициативы ученика;
Педагогические задачи
Предоставить учащимся возможность выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности.
Формирование учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.
Внеурочная деятельность работает на метапредметный результат.
Метапредметные результаты
Ø Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
Ø Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
Ø Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Ø Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Ø Формирование специфических логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям
Ø Развитие умения работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении, готовность конструктивно их разрешать.
Основные формы внеурочной работы по окружающему миру:экскурсии, практические работы, наблюдения и исследования, уроки на пришкольном участке, в парке , публичные представления предметных достижений.
РАЗДЕЛ V УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. 1-4 классы. – М. Просвещение.2009. Анастасова Л. П.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2016.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2016.
5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2016.
6. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2016.
7. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
8. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2015.
9. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. – М.: ВАКО, 2016.
10. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2016.
11. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс. – М.: Издательства «Экзамен», 2015.
12. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
13. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
14. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
15. Æлдаттаты В. Нæ алыварс дуне.
16. Цаллаев Х.К. «Традиции и обычаи осетин». Владикавказ, 1996.
17. Калоев Б.А. Осетины. М.1971
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.