ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Использование электронных таблиц для решения задач.

  • docx
  • 10.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л2-00130.docx

8        ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

 

 

Тема: Использование электронных таблиц для решения задач.

Цель: формирование практических навыков решения задач с использованием прикладных компьютерных программ, закрепление навыков заполнения и редактирования таблиц, способов адресации, освоение некоторых приемов оформления таблиц, построения графика математической функции.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5, ОК 8, ОК 9, ОК10 Материально-техническое                                         и информационное              обеспечение: персональные                                компьютеры,        компьютерный         тест     по    работе      с    табличным

редактором, [ДИ 5].

 

 

Основные теоретические сведения

В работе с электронными таблицами адреса ячеек не только определяют положение ячейки в таблице, но и применяются в расчетах, используя значения помещенные в данный момент в конкретной ячейке. При обращении к ячейке и её содержимому используют абсолютную, относительную или смешанную адресацию.

При решении задачи табулирования функции необходимо построить график математической функции.

В Excel график является частным случаем построения диаграмм, график выбирают тогда, когда нужно отобразить изменение данных за равные промежутки времени.


Ход работы

При обращении к ячейке можно использовать описанные ранее способы. Такая адресация называется относительной. При ее использовании в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки.

 

 

 

 

A              B                    C                         D

		=A1+B1	
		=A2+B2	
			

1

2

3

 

 

Так, например, когда вы вводите формулу =A1+В1 в ячейку C1, то Excel интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной в этом же ряду двумя ячейками левее, к содержимому ячейки, расположенному в этом же ряду одной ячейкой левее”.

Если вы скопируете формулу =А1+В1 из ячейки С1 в ячейку С2, то формула в ячейке примет вид =А2+B2.

-        Введите в ячейку А1 текст «1-ое число», в ячейку В1 - «2-ое число» и ячейку В1 - «Сумма чисел».

-        Введите в ячейки А2, А3, В2,В3 произвольные числа.

-        Введите в С2 формулу =A1+B1 и скопируйте её в ячейку С2.

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией.

Для ее задания необходимо перед именем столбца и перед номером строки ввести символ $. Например, $B$4 или $C$2:$F$48 и т.д.

При смешанной адресации символ $ ставиться только там, где он необходим. Например, В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой - нет.


Рассмотрим решение задачи табулирования функции.

x 2 - 1


Задача: вычислить значение функции интервале [-2,2] с шагом 0,2 при k=10.


Y = K ·


x 2 + 1


для всех х на


Решение должно быть получено в виде таблицы:

 

 

 

х

у

y1=х^2 - 1

y1=х^2 + 1

y=k*(y1/y2)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки А1:

-   в ячейку А1 занесите ;

-   в ячейку В1 занесите Х;

-   в ячейку С1 занесите формулу y=k*(x2-1)/( x2+1);

-   установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.

2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными, начиная с ячейки Н1, вспомогательная таблица в дальнейшем будет необходима для изменения исходных данных:

x0

step

k

-2

0,2

10

 

3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от

1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.

Заполните столбец В значения X, для этого:

-        в ячейку В2 занесите начальное значение Х, которое хранится во вспомогательной таблице в ячейке H2. Используя абсолютную адресацию, запишите формулу =$H$2

-        в ячейку В3 занесите =В2+$I$2 (это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2).


-        скопируйте формулу из ячейки В3 в ячейки В4:В22 (столбец заполнится значения х от -2 до 2 с шагом 0,2).


 

4. Заполните столбец С значениями функции


y = k ·


X 2 - 1

 

X 2 + 1


 

 

 

Оформление заголовка таблицы

 

Для оформления заголовка в нашем случае сначала необходимо добавить несколько пустых строк в начале таблицы

 

Вставка строк и столбцов

Для вставки строки выделите строку, перед которой будет производиться вставка, и выполните команду Вставка Строки

Для      вставки       столбца       выделите        столбец,       левее           которого                        будет производиться вставка, и выполните команду Вставка Столбцы

-   Выделите первую строку вашей таблицы и вставьте перед ней 2

строки.

-   Введите заголовки:

в ячейку. А1 таблицы, «Основная», Н1 «Вспомогательная»

 

 

Центрирование ячеек

При центрировании несколько ячеек их выделяют и нажимают кнопку на панели инструментов форматирование    , при этом ячейки объединяются и их содержимое размещается по центру новой ячейки.

-   Выделите ячейки А1:J1 и отцентрируйте блок по столбцам.

-   Аналогичным образом  отцентрируйте заголовки Основная и Вспомогательная.

-   Для шапок таблиц задайте шрифт Курсив размер 12.


Построение графика

Для построения диаграммы (график в данном случае есть разновидность диаграмм) вам нужно выполнить следующую последовательность действий:

-   Выделить те ячейки, по значением которых нужно построить график. Выделять нужно столбцы или строки вместе с заголовком. При построении нескольких графиков одновременно нужно выделить несколько блоков при нажатой клавише Ctrl.

-   Вызвать мастер   диаграмм   с   помощью   команды   Вставка   

Диаграмма или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

-   В появившемся окне выбрать тип и вид диаграммы и щелкнуть по кнопке Далее

-  


Выбрать вкладку Ряд и в строке Подписи по оси Х указать диапазон значений аргумента функции по оси Х. Для этого нужно щелкнуть по кнопке со стрелкой и выделить ячейки содержащие значения аргумента.

 

 

-        В окне Параметры диаграммы указать заголовки диаграммы, осей, выбрать вид линии сетки и легенды.

-        Указать на отдельном или имеющемся листе нужно построить диаграмму.

Постройте график функции созданной в вашей таблице.

-        Выделите блок С3:С23, содержащий значения вашей функции У вместе с заголовком.

-        Вызовите Мастер диаграмм и выберите тип диаграммы График,

вид –график с маркерами.

-        Выберите вкладку Ряд.


-        В поле Подписи по оси щелкните по кнопке со стрелкой, теперь рабочее поле таблицы снова вам доступно, выделите блок В3:В23, содержащий значения аргумента Х. Вернитесь к мастеру диаграмм щелкнув по

кнопке

-        Оформите заголовок диаграммы График, Название осей Х и У.

-        Разместите диаграмму на имеющемся листе.

 

Самостоятельная работа

 

 


Задача:

y = 0.5x 2

Постройте графики функции y = 2x + 9

- Создайте таблицу значений функций


 

 

 

y1 = 0.5x 2 и


 

 

 

y2 = 2x + 9 , для


х=[1,10] c шагом 1, аналогично выше разобранной задаче оформите вспомогательную таблицу для задания начального значения Х и шага его изменения аргумента.

- Выделите столбцы содержащие значения У1 и У2 вместе с заголовками и постройте графики их функций на разных листах.

 

Контрольные вопросы

 

 

1.                  Что такое абсолютная, относительная и смешанная адресация?

2.                  Для   чего   используются различные способы  адресации                   при обращении к ячейкам?

3.                  Какие  существуют способы  оформления символа                   различными шрифтами?

4.                  Каким образом производится выравнивание текста в ячейках?

5.                  Как задать рамку таблицы?

6.                  Перечислите этапы построения диаграммы.


Формы и методы контроля и оценка результатов обучения: Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения самостоятельной работы.