8 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Операции над основными объектами в электронных таблицах
(ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм
Цель: формирование практических умений по оперированию основными объектами электронной таблицы, построению диаграмм.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9, ОК 10
Материально-техническое и информационное обеспечение: персональные компьютеры, компьютерный тест по работе с табличным редактором, [ДИ 5].
Основные теоретические сведения
При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Все множество встроенных функций табличного процессора делится на несколько групп: математические, статистические, функции даты и времени и т.д. В различных табличных процессорах наборы встроенных функций различаются.
К математическим функциям относятся: SIN( ) – синус, COS( ) - косинус, TAN( ) - тангенс, LN( ) натуральный логарифм, КОРЕНЬ( ) - квадратный корень числа и т.д. В круглых скобках записывается ее аргумент. При использовании тригонометрических функций следует учитывать, что аргумент должен быть задан в радианной мере. В качестве аргумента функции может выступать числовая константа, адрес ячейки табличного процессора или диапазон ячеек.
Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: y=f(x), где y - результат вычисления функции, х - аргумент, f - функция.
Некоторые функции.
SQRT(x) - вычисляет положительный квадратный корень из числа х;
SIN(x) - вычисляет синус угла х, измеренного в радианах; MAX(список) - возвращает максимальное число списка; SUM(список) - возвращает сумму чисел указанного списка (блока).
Имена функций в русифицированных версиях могут задаваться на русском языке.
Для часто используемой функции суммирования закреплена копка на панели инструментов ∑.
Для вставки функций в формулу можно воспользоваться Мастером
функций, вызываемым командой меню Вставка - Функция или кнопкой с изображением fx . Появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать кнопку Шаг. Второе диалоговое окно (второй шаг Мастера функций) позволяет задать аргументы к выбранной функции.
Числа
Число в ячейке можно представить в различных форматах.
Например, число 100 будет выглядеть как: 100,00 р - в денежном формате; 10000% - в процентном выражении; 1,00Е+2 - в научной формате.
Для выполнения оформления можно воспользоваться кнопками из панели Форматирование или командой меню Формат - Ячейки.
Для выполнения команды необходимо:
1) выделить ячейку или блок, который нужно оформить;
2) выбрать команду Формат - Ячейки - Число;
3) выбрать желаемый формат числа в диалоговом окне.
При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные.
Ход работы:
Задание 1
Откройте табличный процессор Excel и сохраните документ в свою папку со своим именем.
На отрезке |0;25| вычислить значения функции f(x) = Öх с шагом 1.
Нахождение значений функции с равным шагом изменения значений аргумента, называется табулированием функции.
15. «Лист 1» переименуйте в «Функция 1»,
16. Выделите диапазон А1:В2 и впишите заголовок «Функция f(x)=Öх».
17. В ячейку АЗ впишите «х»; в ячейку ВЗ впишите «у».
18. В ячейки А4:А29 впишите числа от 0 до 25.
19. В ячейку В4 впишите формулу: =корень($А4). Для этого:
- Выделите ячейку В4:
- Меню Вставка / Функция;
- В окне «Мастер функций - шаг 1 из 2» выберите категории -
математические;
- Из предложенных функций выберите - корень и нажмите «Ок»;
- В окне «Аргументы функции» впишите -- $А4 и нажмите «Ок»;
- Скопируйте формулу за уголок копирования из ячейки В4 в ячейки диапазона В5:В29.
20. В ячейках В4:В29 укажите Формат ячейки - числовой, два знака после занятой.
Наибольший интерес представляют функции, аргументом которых является не одна ячейка, а диапазон ячеек. Наиболее часто используемой в табличных вычислениях математической функцией является функция суммирования аргументов СУММА().
Одной из целей разработки табличных процессоров была автоматизация статистической обработки данных. Этим объясняется довольно многочисленная группа статистических функций. Наиболее часто используемые статистическими функциями являются: СРЗНАЧ() - вычисление среднего арифметического нескольких аргументов, МИН() и МАКС() - вычисление минимального и максимального значений среди аргументов.
Задание 2
В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкою озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря.
1. «Лист 2» переименуйте в «Озера».
2. Создайте таблицу по образцу:
|
Название озера |
Площадь (тыс.кв.м.) |
Глубина (м) |
Высота над уровнем моря |
|
Байкал |
31,5 |
1520 |
456 |
|
Таньганьика |
34 |
1470 |
773 |
|
Виктория |
68 |
80 |
1134 |
|
Гурон |
59,6 |
288 |
177 |
|
Аральское море |
51,1 |
61 |
53 |
|
Мичиган |
58 |
281 |
177 |
|
Миним.Глубина |
|
|
|
|
Максим.Глубина |
|
|
|
|
Максим. Площадь |
|
|
|
|
Средн.Высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Для заполнения ячеек В8, В9, В10 воспользуйтесь статистическими функциями:
- В ячейку B8 поместите формулу МИН(С2:С7) - минимальная глубина
- В ячейку В9 - формулу МАКС(В2:В7) - максимальная площадь;
- В ячейку В10 - формулу CP3HAЧ(D2:D7) - средняя высота над уровнем моря.
Задание 3
Вставьте «лист 4» и переименуйте его «Школа Мальвины».
Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение - 4 конфеты, за прочитанную книгу - 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу,
прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги.
Постройте электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего задач было решено, книг прочитано и стихотворений выучено: сколько всего конфет получил каждый ученик школы: сколько конфет было получено за чтение книг, сколько за решение задач и сколько за выученные стихотворения: сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников.
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения:
Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. Компьютерный тест.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.