Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»
Оценка 4.9

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
09.02.2017
Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»
Цель: формировать навыки общения. Задачи: • познакомится ближе с родителями. • Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания. • Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком. • Научится распознавать чувства детей в разных ситуациях. • Потренироваться использовать технику активного слушания. Время проведения – 1,5 часа. Материалы: • Мягкая игрушка. • Бумага форматом А4, А3. • Карточки с описанием различных ситуаций.
Практическое занятие Как слушать ребенка.docx
Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»  Ход занятия Ведущий: Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти к нам. Сегодня мы будем  говорить о проблемах общения с ребёнком и умением строить общение с ним. В ходе  работы нам предстоит друг с другом конструктивно взаимодействовать. Сейчас мы по кругу будем передавать игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи  вы родители и в какую группу ходит ваш ребёнок, и закончить следующее предложение: я  пришёл сюда для того, чтобы… (В ходе выполнения этого задания участники по очереди представляются друг другу и  говорят, зачем они пришли на занятие. Ведущий фиксирует на листе высказывания  участников и делает обобщение по поводу услышанного). Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе  общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти  проблемы. Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность.  Настроиться нам поможет игровая разминка. Родителям предлагаются игры:   «Молчанка» ­ цель: сплочение коллектива. Ход игры: группа должна быстро без  слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат,  треугольник, ромб, букву, птичий косяк. «Говорящие руки» ­ цель: эмоционально­психологическое сближение участников.  Ход игры: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг  другу. Ведущий даёт команды, которые участники выполняют молча в  образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается  вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: поздороваться с  помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить радость и т.д. Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в  общении с детьми: наши дети не могут что­то поделить между собой; ребёнок  рассказывает, что он с кем­то из ребят поссорился или подрался или кто­то его обидел и  т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом  мы выстраиваем беседу с ребёнком. Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребёнок не хочет надевать  шапку; ребёнок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку и спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом. Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты? Родители высказывают свою точку зрения. (На данном этапе важно выйти на понимание  родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и нотаций, а  порой и угроз). Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому  если просто что­то показать, чему­то научить или как­то направить ребёнка – мы ему поможем. В таких случаях лучше всего ребёнка выслушать. Психологи называют этот  способ активным слушанием. Что значит активно выслушать? (Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.) Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания,  а некоторые даже делятся опытом использования этой техники. Ведущий. Все вы правы! Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то,  что он вам поведал, при этом обозначив его чувства, например: 1. СЫН. Он отнял мою машинку! МАМА. Ты очень огорчён и рассержен на него. 2. СЫН. Больше я туда не пойду! ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в детский сад. 3. ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА. Тебе она очень нравится. Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку. Пояснение: (исполняющим роль дочери даются слова. Мама – импровизирует. Воспитатель корректирует слова мамы.) Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и  десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и  со стороны коридора начинает дёргаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит,  уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын. ДОЧЬ. У­у­у­у! МАМА. Миша тебя обидел… (пауза) ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони­и­ил? МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…(пауза) ДОЧЬ. (перестаёт плакать, но всё ещё обиженным тоном). Нет, он меня не поймал. МАМА. Ты откуда­то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала…(пауза). Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой. ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (забирается к маме на колени). МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу всё ещё обижаешься и не хочешь с  ним играть… ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно. МИША. Ладно, пойдём, я тебе твою пластинку поставлю…. Ведущий. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники. Вывешивается чистый лист. Представим, что у вас случилось что­то подобное и вы решили использовать эту технику.  Что вы будете делать вначале? Родители высказывают свои мнения. Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только  что разыгранную сценку. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью? Высказывания родителей. Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при  использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребёнку.  Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза  является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и  услышать. На листе появляется первая запись: 1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка  должны находиться на одном уровне). Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать? Ведущий подводит родителей к тому, что ответы матери звучали в утвердительной форме. Родители высказывают своё мнение. Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать  чувства ребёнка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его  чувства. На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма: 2. Повтор услышанного от ребёнка. Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики  мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём  переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать. На листе появляется третья запись: 3. Делать паузы между фразами. Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребёнка. На листе бумаги появляется четвёртая запись, четвёртый пункт алгоритма: 4. Обозначение чувства ребёнка. Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так:  чувства – в утвердительной форме. На листе появляется последний пятый пункт алгоритма: 5. Чувства – в утвердительной форме. Далее ведущий ещё раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе  участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. (Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга). Ведущий. Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребёнком. Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас  получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства  испытывает в данной ситуации ребёнок и проиграть её. Родители получают карточки и  работают с ними. Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это  не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать  ситуацию. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам  техника активного слушания для общения с ребёнком. На доске появляется лист, на котором написано: Результаты применения техники АС. Родители по желанию высказывают своё мнение. Ведущий. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС.  Позвольте, я ещё раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения. Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе:  Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка ( разделённая  радость удваивается, а разделённое горе уменьшается).  Ребёнок, убедившись, что взрослый готов слушать, начинает больше рассказывать о  себе.  Ребёнок сам учится решать свои проблемы.  Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче  принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители: Ведущий. А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегоднешнем занятии. Навыки общения – вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете,  «техника» исчезает и переходит в искусство общения. Родителям предлагается ответить письменно на вопросы: Готовы ли вы попробовать использовать эту технику? Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий. Литература: 1. Дорожинская К.А. «Гиперактивность – ещё не дурной характер» – Газете для  родителей, 2006, №2. 2. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» – С.­П., «Речь», 2001. 3. Наревская И.Н. «Профилактика нарушений в поведении у дошкольников» – М.,  АРКТИ, 2010. 4. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» – М., Владос, 2001. 5. Пасечник Л.В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте» –  М., Сфера, 2007. 6. Пасечник Л.В. «Гиперактивность: как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание»,  2007, №1. 7. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера,  2008. 8. Сиротюк А.Л. «Детская гиперактивность: причины, рекомендации» – Журнал  «Дошкольное воспитание», 2007, №8. 9. Семенака С.И. «Социально­психологическая адаптация ребёнка в обществе» – М.,  АРКТИ, 2010.

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»

Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017