Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках информатики
Актуальность опыта: В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому урочная и внеурочная работа учителя должна быть направлена на формирование у учащихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Ученик должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Владение данными универсальными учебными действиями свидетельствует о сформированности познавательных интересов школьников. Одним из важнейших направление работы учителя является развитие критического мышления учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.
Цель
обобщения:
Обобщение
педагогического опыта использования метода шестиугольного обучения на
уроках информатики и ИКТ для формирования познавательной деятельности
обучающихся;
Создание
необходимых методических условий для комплексного решения проблемы
развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и
творческих способностей.
Задачи:
1. Раскрыть сущность технологии
шестиугольного обучения.
2. Продемонстрировать из опыта работы
примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного
мышления обучающихся.
Метод шестиугольного обучения
Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология». Она вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель:
- Как за определенное время обобщить и систематизировать материал?
- Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы?
- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
- Как управлять групповым процессом?
Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель.
Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках информатики при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать обучающегося, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения
1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.
8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.
Опыт использования приёмов и
методов технологии развития критического
мышления
Пример 1:
7 класс
Тема «Информация»
Задание: Сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников «Виды информации» и дополнить своими примерами.
Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся должны изучить тему и выложить шестиугольники таким образом, чтобы гексы были посвящен «Видам информации по восприятию». В пустые гексы обучающиеся должны вписать свои примеры. Работа осложняется тем, что обучающиеся должны самостоятельно подобрать примеры. По завершении работы следует защита. Это задание можно предложить при изучении нового материала.
Вариант ответа:
Пример 2:
7 класс
Тема «Информация»
Задание: Сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников «СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ» и дополнить краткими расшифровками каждого свойства.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по теме «Информация. Свойства информации». Задание можно выполнить по вариантам, в группах.
Вариант ответа:
Пример 3:
7 класс
Тема «Информация»
Задание: Из предложенных гексов составить понятие «информация».
Это задание можно предложить при изучении новой темы, а также для закрепления материала. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.
Вариант ответа:
Пример 4
7 класс
Тема «Представление информации»
Задание: Сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников «Формы представления ИНФОРМАЦИИ»
и дополнить своими примерами. (Цветные написаны заранее учителем, а белые дополняют ученики)
Это задание можно предложить при изучении новой темы, а также для закрепления материала. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.
Вариант ответа:
Заключение:
В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.
Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:
- организация работы в группах, парах, индивидуально.
- интерактивность, наглядность;
- эффективная систематизация материала;
- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
- адаптивность к разным возрастным группам;
- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.
Список литературы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.