Практика «Модель ранней помощи и раннего развития ребенка- инвалида в МКОУ ХМР «СОШ им. Ю.Ю. Ахметшина п. Кирпичный»
Название организации:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени Юрия Юрьевича Ахметшина п. Кирпичный».
Структурное подразделение:
дошкольная группа МКОУ ХМР «СОШ им. Ю.Ю. Ахметшина п. Кирпичный»
Нормативная база:
Всероссийский уровень:
1. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2021 г. N 3711-р О концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 г.
2. Комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством труда и социальной защиты РФ 16 декабря 2022 г. N СК-765/07/1)
3. Методические рекомендации. Региональный уровень:
1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 4 августа 2023 г. N 373-п "О стандарте межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
2. План мероприятий ("дорожная карта") по развитию ранней помощи в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года.
Муниципальный:
1.Соглашение о взаимодействии в части реализации мероприятия организации ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень МКОУ ХМР «СОШ им. Ю.Ю. Ахметшина п. Кирпичный»:
1. Положение о службе ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный».
2.Положение о разработке и реализации мероприятий психолого – педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка – инвалида ИПРА в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Ханты – Мансийского района «СОШ им. Ю.Ю. Ахметшина п. Кирпичный».
Период внедрения практики:
август 2020 года по 31 мая 2024 года
Цель практики:
организация психолого-педагогического сопровождения, индивидуального развития ребенка раннего возраста, имеющего инвалидность, способствующее адаптации и социализации ребенка на основе удовлетворения его потребностей в процессе пребывания в дошкольной группе.
Задачи:
- Создание целостной модели комплексного сопровождения ребенка с инвалидностью.
- Содействие индивидуальному развитию ребенка, формированию физического и психического здоровья и благополучия, включение в среду сверстников и жизнь общества.
- Сопровождение и поддержка семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).
Актуальность
Правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь ребенку с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка и обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе своего развития.
Краткое описание практики:
Ребенок поступил в дошкольную группу в возрасте 2 лет после кохлеарной имплантации. Перед нами встала серьезная задача: создать необходимые условия для адаптации и социализации ребенка, его индивидуального развития.
Важную роль играет адаптированное специально разработанное оборудование, технологии, вспомогательные средства коммуникации, программное компьютерное обеспечение. С этой целью мы закупили:
- звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих слухоречевой тренажер «СОЛО» 01- В. Тренажер дает возможность выбирать и устанавливать амплитудно – частотную характеристику и регулировать интенсивность речевого сигнала. В процессе занятий ребенок имеет возможность слушать объяснения педагога, самого себя, магнитофонную запись.
- компьютерная программа «Я в мире звуков!». (ООО Исток Ауди Мед»). С помощью этой программы ребенок знакомится с огромным миров звуков вокруг.
- программно – методическое обеспечение «Слушай, учись и говори!», которое включает практическое пособие для педагогов и родителей, сборник статей, конспекты занятий, книжку
– раскраску, сборник упражнений, учебную тетрадь для самостоятельных занятий, пособие с рекомендациями, книгу для чтения всей семьей.
Я, как педагог сурдолог, являюсь активным участником Проекта «Я слышу мир!». Авторы проекта разработали уникальную методику слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации, проводят обучающие тренинги и консультации для специалистов. Совместно с родителями мы закупили методический комплект «Занимаемся с Ушариком», который помогает развивать у ребенка умение слышать, понимать речь окружающих, говорить и думать.
В 2020 году психолого – медико – педагогическая комиссия Ханты – Мансийского района провела комплексное обследование ребенка с целью выявления структуры нарушений и сохранных функций, подготовки рекомендаций специалистам.
По согласованию с родителями (законными представителями) разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей, индивидуальная карта развития ребенка, индивидуальный учебный план. С ребенком вели работу специалисты: учитель – дефектолог (сурдопедагог), воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Все специалисты прошли обучение программе
«Организация инклюзивного образования с детьми с ОВЗ».
2 раза в год на заседаниях психолого – педагогического консилиума специалисты МКОУ ХМР «СОШ им. Ю.Ю. Ахметшина п. Кирпичный» отлеживали результаты диагностики. Система диагностического сопровождения позволяла нам проектировать коррекционно – развивающую работу с ребенком и семьей, своевременно оценивать происходящие изменения в психическом и физическом состоянии ребенка, дополнять или корректировать содержание, методы реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка.
Взаимодействие с семьей мы выстраиваем так, чтобы она могла полноправно участвовать во всех этапах реализации индивидуальной программы ранней помощи. Семья (мама) активно участвует в проведении оценочных процедур, определяет приоритеты среди намеченных целей. В общем, родители являются активными партнерами в развитии и осуществлении процесса помощи. Мама ребенка посещает занятия, участвует в мероприятиях, онлайн семинарах и конференциях, оказывает максимальную поддержку в достижениях результатов.
Результаты практики:
В дошкольной группе МКОУ ХМР «СОШ им. Ю.Ю. Ахметшина п. Кирпичный» созданы комфортные условия для успешной социализации и адаптации, обеспечения разностороннего развития ребенка с инвалидностью. Модель взаимодействия всех участников процесса направлена на реализацию комплексного психолого – педагогического сопровождения ребенка после кохлеарной имплантации.
Учитель дефектолог (сурдопедагог): Фомина Елена Зеноновна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.