Практика обучения детей с особыми образовательными потребностями
Оценка 5

Практика обучения детей с особыми образовательными потребностями

Оценка 5
doc
07.02.2024
Практика обучения детей с особыми образовательными потребностями
Практика обучения детей с ОВЗ.doc

Логинова .Вероника Викторовна

учитель английского языка

МАОУ Лицей №200 , Новосибирск 

 

Общие принципы и правила работы для развития познавательной активности и повышения эффективности урока в рамках работы с учащимися с ОВЗ на уроках английского языка

 

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».

Китайская мудрость

 

Успех социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе и математических, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Учитель в современной школе выступает не столько «информатором», сколько руководителем, наставником, направляющим учащихся к новым знаниям. Согласно М. Скаткину: «Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого yчат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное». В процессе своей работы я постоянно ищу эффективные методические приёмы, которые помогают мне прививать интерес к предмету у детей с ОВЗ и повышать эффективность урока.

С позиции менеджмента эффективность – это получение отличного результата при наименьших затратах. Эффективный урок имеет своё лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность педагога. Считаю, что можно повысить результативность обучения только за счёт изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом, за счёт искренней веры в большие потенциальные возможности своих учеников.

Общие принципы и правила работы для повышения эффективности урока:

1.     Индивидуальный подход к каждому ученику.

2.     Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3.     Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4.     Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из важнейших средств повышения эффективности учебного процесса в работе учителя. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Например, группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности. Но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В процессе своей педагогической деятельности, я заметила, что у большинства детей с ОВЗ отсутствует интерес к изучению математики. Передо мной встал вопрос: как сделать обучение интересным, чтобы на моих уроках не оставалось равнодушных. На самом деле – это не так уж просто, потому что в каждом классе встречаются обучающиеся с отсутствием мотивации к учёбе. Вот некоторые приёмы обучения, которые я применяю на уроках для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации:

1.     Использование карточек при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.

2.     Образцы решений (эталоны, шпаргалки), составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.

3.     Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока.

4.     Использование табличного материала для смены видов деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

5.     Активные методы рефлексии. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, тип урока, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Обучение должно осуществляться на достаточно высоком уровне трудности (речь идёт не об усложнении программы) т.е.:

·        разработка таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей;

·        выработка у ребёнка способности самостоятельного адекватного реагирования (включение в содержание урока специальных упражнений для развития зрительного внимания, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр.);

·        обучающийся должен быть лично заинтересован в изучении той или иной темы и видеть, где она применяется в повседневной жизни;

·        добровольное включение ученика в деятельность (включение творческих и проблемных заданий, но соответствующих возможностям ребёнка).

Также неотъемлемой частью учебного процесса является использование здоровьесберегающих технологий, методов предупреждения и коррекции психоэмоционального и физического напряжения у детей, проведение уроков в нестандартной форме, создание благоприятных условий в классе для коллективной работы, использование дозированных заданий, чтобы учащиеся научились соразмерять свои возможности. Помимо всего этого, на всех этапах урока математики надо добиваться полного ответа, названия математических терминов, правильно читать примеры, аргументировать свой ответ.

Таким образом, обучение необходимо проводить так, чтобы усвоение материала шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию. А работа учителя с обучающимися с ОВЗ – это гибкое сочетание традиционных методов с современными передовыми методами работы.


Логинова .Вероника Викторовна учитель английского языка

Логинова .Вероника Викторовна учитель английского языка

Индивидуальный подход к каждому ученику

Индивидуальный подход к каждому ученику

Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося

Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024