Практика чтения с листа
Практические приемы работы над чтением с листа.
Начальный период обучения. Чтение написанных нот.
Пение знакомой мелодии:
— сольфеджируя;
— глядя на ноты, воспроизводить ритм знакомой песни;
— по нотному тексту, мысленно, не пропевая вслух найти знакомую песню.
Задача этого периода-установить связь между видимыми знаками и звучащей знакомой мелодии.
Глядя в ноты, представить звучание и затем спеть мелодию.
Пение на слоги, по указке в настроенной тональности. Воспроизведение записанного ритма со счетом вслух. Пение отдельных фраз, оборотов по нотам.
Подготовка к прочтению с листа.
Словесный анализ нотного текста: лад, тональность, форма, структура.
Пропевание отдельных мелодических оборотов из примера. Сольмизация с дирижированием. Мысленное узнавание мелодий, выученных по нотам.
Тренировка.
Разучивание примеров, пройденных в классе или предварительно проигранных на инструменте.
Задача — качество пения и свобода жеста.
Пение в разных темпах выученного примера.
Задача – развитие техники, умение удержать данный темп.
Пение с транспозицией на заданный интервал, пение в разных тональностях с названием нот.
Задача – выработка свободы в названии нот и ориентации в разных тональностях.
Сольфеджирование наизусть – вначале в выученной тональности, затем в других тональностях.
Задача – укрепление связи между звуком и его названием.
Пение без названий нот, на слоги или гласные.
Задача – видя нотную запись, координировать ее линию развития с движениями голосового аппарата.
Пение вслух и про себя.
Задача – закрепление четкости внутренних представлений.
Выучивание примера по нотам мысленно и затем исполнение его наизусть. При этом не обязательно, выучив, спеть его на слоги или на гласную.
Задача – проверка точности внутренних представлений, способности слышать музыку, видя ноты.
Работа над развитием чувства ритма при чтении с листа может быть организована весьма разнообразно:
Сольмизация или воспроизведение ритмического рисунка в двух-, трехголосных примерах.
Полезна также сольмизация двух-, трехголосных примеров, особенно полифонического склада с более трудным ритмом.
Вся работа над воспитанием и развитием навыка чтения с листа ведется обязательно без сопровождения, без подыгрывания на инструменте. Рекомендуется проводить чтение с листа при закрытой крышке рояля или сидя за столом.
Одним из главных методических вопросов, возникающих при этом будет вопрос о том, как же исправлять ошибки учеников.
Вместо подпевания или подыгрывания лучше использовать гармоническую поддержку.
Педагог должен по настоящему помочь ученику воспитать самостоятельность.
Для того чтобы научить ученика самостоятельному чтению с листа, можно рекомендовать следующие приемы:
Петь одному, стоя у стола, за партой, то ест так, чтобы не видеть клавиатуры инструмента.
Стремиться пропеть весь пример от начала до конца, не останавливаясь даже если будут ошибки.
Воспитывая самостоятельность, педагогу следует научить ученика самого исправлять свои ошибки.
Никогда не следует торопить ученика с началом пения, пусть лучше хорошо продумает, представит себе мелодию, а потом начнет.
Педагог должен уметь раскрыть причину ошибок.
Работая над чтением с листа, педагог должен быть очень внимателен к каждому ученику, проявлять большое терпение.
Каждый выученный пример полезно выучить с сопровождением, выразительно, красиво, с динамикой, чтобы не лишить учащихся эстетического удовлетворения от своей работы.
Для беглого чтения используется материал более легкий, основанный уже на пройденном и закрепленном.
Приемы беглого чтения очень разнообразны. Так, например, можно рекомендовать петь:
— хором, с предварительной настройкой;
— по группам и цепочкой (по фразам);
— чередуя пение вслух и про себя;
— с предварительным словесным анализом;
— индивидуально в произвольной тональности;
— с предварительно прочтенным текстом;
— в ключах, в транспорте и т.д.
Особое место должно занимать исполнение с листа произведений (или отрывков) из художественной литературы с сопровождением фортепиано.
Такое чтение очень увлекает учащихся, воспитывает их исполнительский вкус, доставляет эстетическое удовольствие, приучает к одной из форм домашнего музицирования.
В качестве подготовки можно рекомендовать просмотреть музыку прочитать весь текст в ритме мелодии, обдумать начало на основе гармонии вступления и только затем исполнить произведение полным голосом, выразительно и грамотно, в нужном темпе.
Аккомпанемент отличает интонирование мелодии если ученик чувствует и слушает гармонию. Кроме того, аккомпанемент организует процесс пения, заставляет держать темп правильно вступать после пауз и цезур. Наряду с чтением без сопровождения эта форма пения с листа очень развивает музыкальность учащихся, их вокальные навыки.
Форма беглого чтения полезно использовать на всем протяжении работы. При этом, разумеется, примеры должны соответствовать уровню развития учащихся.
Применительно к многоголосному чтению с листа можно использовать такие приемы:
— предварительно пропевание отдельных партий;
— пропевание с выстраиванием отдельных аккордов, т.е. пение с нарушением ритма, с остановками на нужных аккордах;
— пение на гласные и с закрытым ртом (на «м»);
— пение в разных темпах.
В итоге отметим наиболее важные положения, касающиеся работы над чтением с листа:
Чтение с листа – это навык, являющийся результатом развития слуха и обучения. Им определяется уровень профессиональной подготовки музыканта.
Основная задача – уметь правильно и постоянно увеличивать трудности, понимать причины недостатков каждого учащегося, воспитать правильный процесс чтения.
В работе надо использовать и чередовать разные формы – подготовительные упражнения, разучивание и тренировки, собственно чтение с листа.
Необходимо неустанно следить за качеством исполнения, не удовлетворяться примерным ритмом и приблизительной интонацией.
Рекомендуется широко использовать для пения примеры из музыкальной литературы, а так же различные пособия и сборники.
Практика чтения с листа
Практические приемы работы над чтением с листа.
Начальный период обучения. Чтение написанных
нот.
Пение знакомой мелодии:
— сольфеджируя;— глядя на ноты, воспроизводить ритм знакомой
песни;
— по нотному тексту, мысленно, не пропевая вслух
найти знакомую песню.
Задача этого периодаустановить связь между
видимыми знаками и звучащей знакомой мелодии.Глядя в ноты, представить звучание и затем спеть
мелодию.
Пение на слоги, по указке в настроенной
тональности. Воспроизведение записанного ритма со
счетом вслух. Пение отдельных фраз, оборотов по
нотам.
Подготовка к прочтению с листа.
Словесный анализ нотного текста: лад, тональность,
форма, структура.Пропевание отдельных мелодических оборотов из
примера. Сольмизация с дирижированием.
Мысленное узнавание мелодий, выученных по
нотам.
Тренировка.
Разучивание примеров, пройденных в классе или
предварительно проигранных на инструменте.
Задача — качество пения и свобода жеста.Пение в разных темпах выученного примера.
Задача – развитие техники, умение удержать данный
темп.
Пение с транспозицией на заданный интервал, пение
в разных тональностях с названием нот.
Задача – выработка свободы в названии нот и
ориентации в разных тональностях.Сольфеджирование наизусть – вначале в выученной
тональности, затем в других тональностях.
Задача – укрепление связи между звуком и его
названием.
Пение без названий нот, на слоги или гласные.
Задача – видя нотную запись, координировать ее
линию развития с движениями голосового аппарата.
Пение вслух и про себя.Задача – закрепление четкости внутренних
представлений.
Выучивание примера по нотам мысленно и затем
исполнение его наизусть. При этом не обязательно,
выучив, спеть его на слоги или на гласную.
Задача – проверка точности внутренних
представлений, способности слышать музыку, видя
ноты.Работа над развитием чувства ритма при чтении с
листа может быть организована весьма
разнообразно:
Сольмизация или воспроизведение ритмического
рисунка в двух, трехголосных примерах.
Полезна также сольмизация двух, трехголосных
примеров, особенно полифонического склада с
более трудным ритмом.
Вся работа над воспитанием и развитием навыка
чтения с листа ведется обязательно безсопровождения, без подыгрывания на инструменте.
Рекомендуется проводить чтение с листа при
закрытой крышке рояля или сидя за столом.
Одним из главных методических вопросов,
возникающих при этом будет вопрос о том, как же
исправлять ошибки учеников.
Вместо подпевания или подыгрывания лучше
использовать гармоническую поддержку.
Педагог должен по настоящему помочь ученику
воспитать самостоятельность.Для того чтобы научить ученика самостоятельному
чтению с листа, можно рекомендовать следующие
приемы:
Петь одному, стоя у стола, за партой, то ест так,
чтобы не видеть клавиатуры инструмента.
Стремиться пропеть весь пример от начала до
конца, не останавливаясь даже если будут ошибки.
Воспитывая самостоятельность, педагогу следует
научить ученика самого исправлять свои ошибки.Никогда не следует торопить ученика с началом
пения, пусть лучше хорошо продумает, представит
себе мелодию, а потом начнет.
Педагог должен уметь раскрыть причину ошибок.
Работая над чтением с листа, педагог должен быть
очень внимателен к каждому ученику, проявлять
большое терпение.Каждый выученный пример полезно выучить с
сопровождением, выразительно, красиво, с
динамикой, чтобы не лишить учащихся
эстетического удовлетворения от своей работы.
Для беглого чтения используется материал более
легкий, основанный уже на пройденном и
закрепленном.Приемы беглого чтения очень разнообразны. Так,
например, можно рекомендовать петь:
— хором, с предварительной настройкой;
— по группам и цепочкой (по фразам);
— чередуя пение вслух и про себя;
— с предварительным словесным анализом;— индивидуально в произвольной тональности;
— с предварительно прочтенным текстом;
— в ключах, в транспорте и т.д.
Особое место должно занимать исполнение с листа
произведений (или отрывков) из художественной
литературы с сопровождением фортепиано.Такое чтение очень увлекает учащихся, воспитывает
их исполнительский вкус, доставляет эстетическое
удовольствие, приучает к одной из форм домашнего
музицирования.
В качестве подготовки можно рекомендовать
просмотреть музыку прочитать весь текст в ритме
мелодии, обдумать начало на основе гармонии
вступления и только затем исполнить произведение
полным голосом, выразительно и грамотно, в
нужном темпе.Аккомпанемент отличает интонирование мелодии
если ученик чувствует и слушает гармонию. Кроме
того, аккомпанемент организует процесс пения,
заставляет держать темп правильно вступать после
пауз и цезур. Наряду с чтением без сопровождения
эта форма пения с листа очень развивает
музыкальность учащихся, их вокальные навыки.Форма беглого чтения полезно использовать на всем
протяжении работы. При этом, разумеется, примеры
должны соответствовать уровню развития учащихся.
Применительно к многоголосному чтению с листа
можно использовать такие приемы:
— предварительно пропевание отдельных партий;— пропевание с выстраиванием отдельных
аккордов, т.е. пение с нарушением ритма, с
остановками на нужных аккордах;
— пение на гласные и с закрытым ртом (на «м»);
— пение в разных темпах.
В итоге отметим наиболее важные положения,
касающиеся работы над чтением с листа:Чтение с листа – это навык, являющийся
результатом развития слуха и обучения. Им
определяется уровень профессиональной
подготовки музыканта.
Основная задача – уметь правильно и постоянно
увеличивать трудности, понимать причины
недостатков каждого учащегося, воспитать
правильный процесс чтения.
В работе надо использовать и чередовать разные
формы – подготовительные упражнения,разучивание и тренировки, собственно чтение с
листа.
Необходимо неустанно следить за качеством
исполнения, не удовлетворяться примерным ритмом
и приблизительной интонацией.
Рекомендуется широко использовать для пения
примеры из музыкальной литературы, а так же
различные пособия и сборники.