Практико-ориентированное обучение как условие повышения профессиональных компетенций выпускников
Practice-oriented educational environment as a means of forming professional competencies of college students
Чернявская Людмила Петровна, преподаватель ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А.Готовцева», 89244686676
Lyudmila Petrovna Chernyavskaya, teacher of the Yakut Technological College of Service named after Yu.A.Gotovtsev, 89244686676
Аннотация: В данной статье преподаватель делится практикой организации образовательного процесса с применением практикоориентированных технологий.
Abstract: In this article, the teacher shares the practice of organizing the educational process using practice-oriented technologies.
Ключевые слова: Среднее профессиональное образование, преподаватель профессионального цикла, лабораторно-практические занятия, профессиональные компетенции
Keywords: Secondary vocational education, teacher of the professional cycle, laboratory and practical training, professional competencies
УДК 377.1
Одним из трендов среднего профессионального образования является практикоориентированное обучение, выпуск продукций собственного производства.
Основной целью преподавателя профессионального цикла техникума является совершенствование качества профессиональной подготовки обучающихся в условиях эффективной реализации федеральных образовательных, профессиональных и международных стандартов и в соответствии с требованиями работодателей.
Основу практико-ориентированных технологий, которые использую в своей педагогической деятельности, составляет создание реальных условий производства, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает:
– проведение лабораторно-практических занятий и учебной практики по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья и профессии 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья в учебном предприятии, лаборатории, оснащенной современным оборудованием, что позволяет формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время.
– организация производственной практики на предприятиях хлебопекарного производства с обязательным прикреплением наставников от производства.
Содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:
– Теоретическую часть: лекции, семинары. При этом практикую совместные занятия с приглашенными специалистами.
– Прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.
– Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.
При организации учебного процесса с использованием активных методов обучения происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции наставника, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций, различных форм учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.
На практических занятиях междисциплинарных курсов профессиональных модулей студент осваивает учебную программу путем выполнения практических заданий. При этом задания постепенно усложняются. В этом случае мне помогает использование модели наставничества студент-студент. Когда группу делю на бригады, назначаю наставников из числа успешных студентов. Как показывает практика, целесообразна бригада не более 4 человек, чтобы все студенты могли успеть выполнить задание.
Практические занятия лучше проводить по циклам, после изучения одного и нескольких разделов учебной программы.
Преподаватель составляет инструкционные карты на каждое задание. В них содержится перечень основных технологических операций, последовательность их выполнения, инструмент и оборудование, необходимое для работы, технические условия и указания к выполнению задания и контрольные вопросы.
Руководствуясь инструкционными картами, студенты учатся самостоятельно и последовательно выполнять задание.
Контрольные вопросы должны охватывать основной материал задания, приучать студентов логически мыслить и связывать теоретические знания с практическими навыками, предупреждать возможные ошибки и их последствия.
Особое внимание уделяю технике безопасности, устройстве технологического оборудования (узлов или механизмов), техническим и регулировочным данным.
Лабораторно-практические занятия в условиях реального производства обеспечивают необходимую связь между теоретическим и производственным обучением, активизируют учебный процесс, развивают самостоятельность и техническое мышление студентов, воспитывают аккуратность и дисциплину труда.
Таким образом, практико-ориентированность позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность и делает наших выпускников конкурентоспособными. Они с первых дней работы могут выполнять и самостоятельно решать производственные задачи, работать на технологическом оборудовании малых предприятий, так и автоматизированных линиях крупного предприятия, выявлять и устранять возможные неисправности, проводить техническое обслуживание.
Конечным результатом использования практико-ориентированного подхода является высокий процент качества защиты выпускных квалификационных работ -_95__%; трудоустройства выпускников по профессии 19.01.04 Пекарь-_60 % , продолжают обучение в высшем учебном заведении_40_%, ежегодное успешное участие в Чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства «Профессионалы» и «Абилимпикс». Например в 2024 году Чернявский Виктор занял 1 место, Слепцова Рената Афанасьевна - 2 место. В чемпионате профессионального мастерства лиц с ОВЗ и инвалидностью « Абилимпикс - 2024» Макаров Петр занял 1 место, Бояров Ньургун - 2 место.
Внедрение практико-ориентированного подхода требует от преподавателя наличия компетенций по сущности инновационных технологий, профессиональной его подготовки. Поэтому он должен постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками технологий, оборудования и правилами его эксплуатации, 40
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.