Практико - ориентированный подход при изучении физики
Оценка 4.9

Практико - ориентированный подход при изучении физики

Оценка 4.9
Научные работы
docx
физика
СCУЗ, ВУЗ
07.12.2020
Практико - ориентированный подход при изучении физики
Практико- ориентиров. подход при изучении физики.docx

Практико-ориентированный подход в обучении физики

 

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель.

 

Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать  производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах.

В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни,  относиться к ней активно, творчески.

Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема  заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.

Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

1) мотивационное обеспечение учебного процесса;                                   

2) связь обучения с практикой;                                                                                        

3) сознательность и активность студентов  в обучении,                                                 

4) деятельностный подход.                                                                                         

Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является

·         формирование у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;

·         формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В системе практико-ориентированного обучения формируется  практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний

Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики

·                Обновленный дидактический материал.

·                Использование на занятиях качественных и расчетных задач  с производственным содержанием.

·                Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений.

·                Рассмотрение  физических  принципов работы оборудования.

·                Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности.

Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений

·                помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе

·                помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни

·                способствуют развитию литературно и технически грамотной речи

·                формируют у обучающихся умение ясно, логически  и точно излагать мысли

·                активизируют внимание учащихся

1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения?

2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева?

3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?

Практические задачи - задачи, решить которые обучающимся  помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения.

1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?

2. На каком физическом законе основана контактная сварка?

3. Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?

4. Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 ,  по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.

5. Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?

6. Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?

Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам

Делятся на четыре основных вида:

  • Физическая задача с политехническим содержанием
  • Задача с  производственно-техническим содержанием
  • Физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.
  • Задача – качественный вопрос

Практико-ориентированные задачи можно использовать

  • В процессе изложения нового материала
  • При закреплении и повторении материала
  •  В качестве домашнего задания
  •  При устной проверке знаний
  •  При проведении письменных контрольных работ

Практико-ориентированные задачи

  • Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике.
  • Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
  • Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
  • Формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли

·         Активизируют внимание учащихся

Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:

  • Составление кроссвордов
  • Сочинений к изученной теме,
  •  Создание проектов, исследовательских работ
  • Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
  •  Написание рефератов, докладов , сообщений,
  • Составление опорных конспектов

·         Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.

·         Создание электронных презентаций

·         Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»

·         Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания

Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.


 

Практико-ориентированный подход в обучении физики

Практико-ориентированный подход в обучении физики

Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?

Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2020