Статья включает основные разделы и направления наиболее популярных видов практикоориентируемых заданий при изучении русского языка в курсе 7 класса. Речь идет о привлечении ученика к материалу урока, непосредственно через изображения пригодности изучаемой темы в дальшейшей жизни (употребление имен числительных, склонение имен существительных, их множественное число)
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять так
называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они
направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью – будь
то ценностно – моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии
решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или
планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или
химии.
Говоря о преподавании русского языка и литературы в школе, хочется отметить
формирование УУД при работе с фразеологическими словарями. На уроках русского языка
и литературы, анализируя художественные тексты, мы часто говорим о том, какую роль
играют фразеологизмы в речи, об их оценочных значениях. Удачно употребленный
фразеологический оборот оживляет речь, делает ее более эмоциональной. Выразительные
возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях
художественной литературы и публицистике.
Таким образом, при работе с фразеологическими словарями, мы от универсальных учебных
действий выходим на предметные и метапредметные результаты. Поэтому данная тема
является актуальной в современной методике преподавания русского языка и литературы.
С точки зрения предметных результатов словарь дает представление о фразеологизме как
строительном материале предложения, о том, что они обладают такими существенными
признаками как устойчивость, воспроизводимость, целостность значения и расчлененность
состава, незамкнутость структуры и т.д. К токому выводу учащиеся приходят при
выполнении заданий таких заданий, как: создание синонимичного ряда фразеологизмов,
подбор фразеологизмов антонимов, создание словаря фразеологизмов.
С точки зрения метапредметности работа с фразеологическими словарями позволяет
учащимся находить информацию и обрабатывать ее. Например, при работе со словарной
статьей, учащиеся выясняют, что о фразеологизме сообщаются сведения с точки зрения его
происхождения. Это важно для понимания значения фразеологизма. Проанализировав
информацию ученики пришли к выводу о том, что основную часть составляют
фразеологизмы исконно русские (ищи ветра в поле, водой не разольешь, в один голос и т.д.)
меньшую часть составляют заимствованные из других языков (разбить наголову, порочный
круг, проглотить пилюлю и др.)
Формирование коммуникативных умений учащихся начинается с создания собственного
высказывания. Здесь целесообразно использовать такие задания, как: введение в устную
речь в различных жизненных ситуациях (происходит на всех этапах работы по теме),
введение в письменную речь (создание текста с использованием фразеологизмов).
Наиболее продуктивным видом деятельности является анализ художественного текста с
целью определения роли фразеологизмов при создании художественного образа, при
описании характера героя. Так в произведениях В. М. Шукшина авторская речь и речь героев
неповторимо своеобразны, както поособому выразительна, метка и образна. Чем
достигается данный эффект? Анализ ряда произведений В. М. Шукшина показал, что этому
в немалой степени способствует использование фразеологических оборотов в речи автора и
его героев.
Учащимся предлагается проанализировать рассказы В.М. Шукшина «Охота жить», «Ванька
Тепляшин», «Сураз», «Верую», «Миль пардон, мадам», «Чудик».
Таким образом, результатом данной работы стали такие личностные результаты:
1. Чувство включения во взрослую речь путём понимания идиом.
2. Осознание совершенствования своих возможностей по построению речевого
высказывания.
3.Повышение самооценкиМетапредметные результаты:
1. Самостоятельный поиск (не всегда осознанный ребёнком)
2. Умение пользоваться словарём.
3. Умение строить коммуникативное высказывание, объясняющее смысловое значение.
4. Улучшение построения структуры высказывания (как письменного, так и устного).
5. Создание сценки – иллюстрации на заданную темую
6. Улучшение коммуникации в группе.
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности
самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями,
включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться Данная
способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие
возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в
строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностно – смысловых и опрерациональных характеристик. Таким
образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех
компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения
учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и
ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно –
личностного, познавательного развития учащихся, реализуется в рамках целостного
образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в
метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения
важных задач жизнедеятельности учащихся. Такие УУД делают возможным переход от
осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к
деятельности самообразования и самовоспитания.
Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные
знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных
показателей сформированности УУД применительно к ценностноличностному и
познавательному развитию являются существенными условиями их формирования.