Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
7 кл
23.01.2018
при составлении пояснительной записки для календарно-тематического планирования по русскому языку в 7 классе утчены все разделы и по темам предполагаемой образовательной программы с учетом письменных работ за год: контрольные диктанты, контрольные диктанты с грамматическим заданием после каждой темы, уроки развития речи, контрольные сочинения.
русский 7 класс.docx
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 59 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.
Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа составлена для
учащихся 7 класса и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта
второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной
общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует
направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном
уровнях, системнодеятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 и 6 классах и разработана на основе Примерной
программы основного общего образования по русскому языку.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского (родного) языка в основной
общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского
гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего
традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как
основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально
этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в
современном мире;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам;
потребности в речевом самосовершенствовании;
развить навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями;
освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского
литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение
на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и
навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального
общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном
обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета
«Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
каналом социализации личности, приобщения ее к культурноисторическому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на
качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и
профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически
во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является
основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную
оценку поступкам с позиций моральных норм.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности,
как основы для подлинного художественноэстетического, экологотехнологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и
неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных
произведениях, предметах декоративноприкладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,
как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
художественнокультурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз неспособность российского
общества.
2 Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов
и уважение к многообразию их культур.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на
достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения
и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке
как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского
литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться
различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание
взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета,
культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национальнокультурным компонентом.
В программе реализован коммуникативнодеятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой,
но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень
лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2)
перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
3 Усиление коммуникативнодеятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты
обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные
универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою
точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского
речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический
поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать
цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты
функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных
способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об
устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не
только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой
культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов,
различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и
этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень
человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной
школы, в средних специальных учебных заведениях.
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и
лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно
взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов,
содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое
общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Содержание предмета
4 Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя
следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и
фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».
Содержание курса «Русский язык» в 7 классе рассматривает в основном раздел «Морфология», включающий в себя понятия
системы частей речи в русском языке, образование и правописание причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц.
Рассматриваются понятия речевого общения и речевого этикета, функциональных разновидностей языка, текста и его основной и
дополнительной информации.
Виды контроля:
промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач,
монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых
ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм,
морфологический, морфемный разборы слов, аудирование, планирование текста;
итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты,
сочинения всех видов, языковой анализ текста, экзаменационная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о
происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и
пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном
мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и
общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном
языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы,
слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности
изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную
переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно
составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы
работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой
функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы
при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
5 грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в
своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и
декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать
собственную учебную деятельность.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Содержание учебного предмета
1
2
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание
коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях
формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1
2
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого
зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами
аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной
коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно
стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана
текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
1 Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
2 Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
6 Фонетика и орфоэпия
1 Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы
фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2 Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора
слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетикоорфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря
для овладения произносительной культурой.
Графика
1 Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы
обозначения [ j ].
2 Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске
информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМСсообщениях.
Морфемика и словообразование
1 Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как
словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
2 Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
7 1 Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного
языка.
2 Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
1 Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные
существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки имени
2 Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение
морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
1 Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и
второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
2 Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и
правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности
употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
8 Правописание: орфография и пунктуация.
1 Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом
осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
2 Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в
письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на
грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных
проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
1 Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2 Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Количество учебных часов на учебный год 140 (4 часа в неделю).
Место предмета в учебном плане
Диктант
Словарный диктант
Контрольная работа
Уровень и количество часов контрольных работ.
4
4
4
№
1
Изложение
Сочинение
2
2
Учебнотематический план
Тема
Введение
Колво
часов
10
9 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Морфология
Причастие
Система частей речи
Деепричастие
Наречие
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение
130
32
1
18
29
13
19
13
2
3
Для учителя:
1. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г.
Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издво "Просвещение". М.: Просвещение, 2012. 66 с. (Академический школьный
учебник).
Учебное и учебнометодическое обеспечение
2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 59 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М.
Рыбченкова, О.М. Александрова. М.:Просвещение, 2011. 108 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 59 классы: проект. 3е изд., дораб. М.:Просвещение, 2011. 112 с.
(Стандарты второго поколения).
4. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 59 классы. М.:Просвещение, 2009. 4е изд.
5. Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309
6. Русский язык учебник 7 класс средней школы – М. Просвещение, 1991
7. Т. Я. Фролова Мы пишем без ошибок. Русский язык, Симферополь «Таврида»
Материальнотехническое обеспечение
1
2
ТСО: интерактивная доска, телевизор, ноутбук, МФУ, аудиосистема.
Комплект наглядных пособий по русскому языку для 19 классов. Таблицы. Т.Я.Фролова. Издательство «Таврида»,
Симферополь, 2004 г.
10
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Русский язык, 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.