УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ пос. МИС
____________________ Жало М.С.
Приказ № ______ от _______________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа по элективному курсу
«Практикум по химии»
10 класс
Составитель:
учитель химии
Мачука Л. М.
.
2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы Н.Е. Кузнецовой, (Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. Химия: рабочая программа: базовый уровень: 10— 11 классы — М. :Вентана-Граф, 2020 г)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, 34 учебных недели - Годовой календарный график школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
По окончании 10 класса обучающийся научится:
∙ понимать роль химии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
∙ раскрывать на примерах положения теории химического строения А. М.Бутлерова;
∙ понимать физический смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
∙ объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
∙ применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
∙ составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
∙ характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
∙ приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
∙ прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
∙ использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
∙ приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
∙ проводить опыты по распознаванию органических веществ — глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков — в составе пищевых продуктов и косметических средств;
∙ владеть правилами и приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
∙ приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
∙ проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
∙ владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовойхимии;
∙ осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
∙ критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
∙ представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
По окончании 10 класса обучающиеся получат возможность научиться:
∙ сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
∙ использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
∙ объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности веществ;
∙ устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
∙ находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные:
По окончании 10 класса обучающийся научится:
∙
искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные)задачи;
∙
критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.
По окончании 10 класса обучающийся получит возможность научиться:
∙ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; содержательно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
∙ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
∙ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Регулятивные:
По окончании 10 класса обучающийся научится:
∙ способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
∙ умению управлять своей познавательной деятельностью;
∙ умению организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
∙ работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
По окончании 10 класса обучающийся получит возможность научится:
∙ принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
∙ формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
∙ самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
∙ ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Коммуникативные:
По окончании 10 класса обучающийся научится:
∙ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.);
∙ отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
∙ учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
По окончании 10 класса обучающийся получит возможность научится:
∙ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
∙ формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
∙ понимать роль химии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
∙ уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные результаты
По окончании 10 класса обучающийся сформирует:
∙ понимание гуманистических и демократических ценностных ориентаций, с готовностью следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
∙ развивитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
∙ умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
∙ уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности;
∙ понимание значения химии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
∙ объяснение влияния глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
∙ эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
По окончании 10 класса обучающийся получит возможность сформировать:
∙ использование химических знаний для адаптации и созидательной деятельности в дальнейшей жизни;
∙ умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
∙ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
∙ основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
∙ систему химических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Содержание программы
Введение (1 ч)
Цели и задачи курса, его структура.Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы.
Тема 1 Теория строения органических соединений (7 ч)
Строения атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода. Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них: направленность, длина, энергия и кратность углерод - углеродных связей. Особые виды связи в органических веществах: σ – связь и π – связь. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения органических соединений. Классификация, номенклатура органических веществ. Изомерия. Изомеры. Алгоритм решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов.
Тема 2 Углеводороды.(5 ч).
Алканы. Циклоалканы. Алкены. Алкины. Особенности строения молекул веществ данных гомологических рядов и их свойств, обусловленных этим строением. Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленное наличием в молекулах кратных связей и более электроотрицательных элементов. Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.
Тема 3 Ароматические углеводороды(3 ч).
Бензол. Производные бензола. Ориентанты первого рода и взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле толуола. Генетическая связь углеводородов. Решение расчетных задач.
Тема 4 Спирты, фенолы (7 ч).
Кислородсодержащие органические вещества. Функциональные группы (гидросогруппа, карбонильная, карбоксильная). Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ, содержащих кислород. Спирты. Предельные, непредельные и ароматические спирты. Простые эфиры. Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Взаимное влияние атомов в молекулах кислот и свойства, обусловленные этим влиянием. Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты.
Задачи на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих кислород. Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов.
Тема 5. Альдегиды. Сложные эфиры.(4 ч)
Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Решение расчетных задач.
Тема 6 Аминокислоты.(4 ч).
Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы. Аминокислоты – Амфотерные органические соединения. Взаимное влияние двух функциональных групп друг на друга. Белки как природные полимеры. Пространственные структуры белка.
Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих азот.
Тема 7 Органическая химия и окружающая среда (3 ч).
Химия в жизни человека. Химическая экология.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Из них количество к/р, пр/р |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Теория строения органических соединений |
7 |
|
3 |
Ароматические углеводороды |
3 |
|
4 |
Спирты, фенолы |
7 |
|
5 |
Альдегиды. Сложные эфиры. |
4 |
|
6 |
Аминокислоты. |
4 |
|
7 |
Органическая химия и окружающая среда |
3 |
|
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема занятий |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Введение (1 ч)
|
||||
1 |
Цели и задачи курса, его структура. Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы. |
Решение задач |
|
|
Тема Углеводороды (7 ч) |
||||
2 |
История зарождения и развития органической химии. |
Сообщения по теме. Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации |
|
|
3 |
Современные представления о строении органических соединений. |
Электронные и электронно-графические формулы атома углерода |
|
|
4 |
Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова. |
Сообщения по теме. Решение задач. |
|
|
5 |
Классификация, номенклатура органических соединений. |
Определять понятия: органические вещества, изомеры, структурная изомерия |
|
|
6 |
Изомерия органических соединений. |
Определять понятия: органические вещества, изомеры, структурная изомерия |
|
|
7 |
Решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов. |
Решение задачпо массовым долям элементов. |
|
|
8 |
Расчетные задачи на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. |
Решение задач на вывод формул органических соединений. |
|
|
Тема №2 Углеводороды.(5 ч).
|
||||
9 |
Предельные углеводороды (алканы) |
Номенклатура, химические свойства алканов. |
|
|
10 |
Непредельные углеводороды. Алкены. |
Номенклатура, химические свойства алкенов. |
|
|
11 |
Непредельные углеводороды. Алкины |
Номенклатура, химические свойства алкинов. |
|
|
12 |
Непредельные углеводороды. Алкадиены. |
Номенклатура, химические свойства алкадиенов. |
|
|
13 |
Расчетные задачи на вывод формул органических соединений. |
Решение задач на выведение формулы органического вещества. |
|
|
Тема №3 Ароматические углеводороды (3 ч)
|
||||
14 |
Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце (ориентанты первого и второго рода) |
Особенности строения бензольного кольца, система пи- связей, взаимное влияние атомов. |
|
|
15 |
Генетическая связь углеводородов. |
Решение генетических цепочек. |
|
|
16 |
Решение расчетных задач. |
Решение задач по пройденным темам. |
|
|
Тема №4 Спирты, фенолы (7 ч).
|
||||
17 |
Спирты. Производство метанола и этанола. |
Строение спиртов, номенклатура, химические свойства. |
|
|
18 |
Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье. |
Сообщения по теме. Презентации. |
|
|
19 |
Решение расчетных задач |
Решение задач по теме спирты. |
|
|
20 |
Альдегиды. |
Особенности альдегидной группы, взаимное влияние атомов, химические свойства. |
|
|
21 |
Карбоновые кислоты. Производство уксусной кислоты. |
Функциональная группа, особенности строения молекул, водородные связи, химические свойства |
|
|
22 |
Краткие сведения о некоторых двухосновных, ароматических и прочих карбоновых кислотах. |
Химические свойства карбоновых кислот, высшие жирные кислоты, мыла, решение задач по теме. |
|
|
23 |
Генетическая связь между разными классами органических соединений. |
Решение генетических цепочек. |
|
|
Тема №5 Альдегиды. Сложные эфиры. (4 ч)
|
||||
24 |
Жиры в жизни человека и человечества. |
Химические свойства жиров, свойства. |
|
|
25 |
Углеводы и роль фотосинтеза в их образовании. |
Роль углеводов, строение, свойства, качественные реакции. |
|
|
26 |
Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах. |
Природные полимеры, их роль, строение, свойства. |
|
|
27 |
Решение расчетных задач. |
Решение задач по пройденным темам |
|
|
Тема №6 Аминокислоты.(4 ч).
|
||||
28 |
Распространение аминокислот в природе, их применение. |
Строение аминокислот, роль в природе, химические свойства. |
|
|
29 |
Пептиды и полипептиды. Нахождение в природе и биологическая роль. |
Биологическая роль пептидов, роль белки. |
|
|
30 |
Нуклеиновые кислоты и их биологическая роль. |
Роль нуклеиновых кислот, строение, решение задач. |
|
|
31 |
Решение комбинированных задач |
Решение задач. |
|
|
Тема №7 Органическая химия и окружающая среда (3 ч).
|
||||
32 |
Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека. |
Сообщения по теме, презентации. |
|
|
33
|
Химическая экология в системе экологической науки. |
Экологические проблемы и защита окружающей среды, презентации, видеофильмы. |
|
|
34 |
Влияние на окружающую среду производных углеводородов |
Экологические проблемы и защита окружающей среды, презентации, видеофильмы. |
|
|
Согласовано:
Протокол заседания педагогического совета №6
от 30 августа 2021 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР ____________ В. А. Кудрявцева
30 августа 2021 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.